Шпильки и дуги: в Барнауле стартовала серия официальных ледовых автогонок

Фото: Ярослав Махначёв Фото: Ярослав Махначёв

На гребном канале состоялся чемпионат Барнаула и Алтайской федерации автоспорта по автомногоборью. В гонках по льду приняли участие около полусотни пилотов, соревнования дали старт серии турниров, которые пройдут в этом же месте в ближайшее время.

Уникальное место

Когда в Барнауле реконструировали гребной канал, руководство краевой Федерации гребли говорило, что жить этот спортивный объект должен не только летом, но и зимой. Сюда планировали зайти и рыболовы-спортсмены, и любители зимнего плавания. Но партнёров нашли в лице Алтайской федерации автоспорта.

Первая гонка здесь состоялась в прошлом сезоне. Стартовый блин вышел немного комом: из-за погодных условий пришлось видоизменять трассу, и её основной отрезок в итоге располагался вдалеке от трибун. Но все участники и гости, в том числе и титулованный автогонщик Александр Фабрициус, отметили канал как идеальное место для проведения подобного рода мероприятий.

— У нас чемпионат Барнаула, но при этом здесь принимают участие пилоты из Горно-Алтайска, Кемерова, Новосибирска. Там просто нет таких объектов, нет трасс, поэтому все приезжают к нам, — говорит председатель АФАС Евгения Комлик.

Но просто выйти, а точнее, выехать на лёд, заручившись поддержкой Федерации гребли, нельзя. АФАС все согласовала и с МЧС, и с Росрыболовством, перед турниром проводились замеры толщины льда. А ещё приходилось договариваться с погодой.

— В декабре нам повезло: когда ударили морозы, снега было мало, поэтому ледовое покрытие сразу получилось ровным. Но потом начались снегопады, оттепели, приходилось часто чистить трассу, — поясняет Комлик.

В итоге перед стартом будущие участники всё же получили возможность пару дней потренироваться здесь под присмотром организаторов и судей.

Опыт и адреналин

Чемпионат представлял собой гонку по ледовой трассе, изобилующей поворотами, виражами и скоростными участками. Претендентов на победу разделили на три класса в зависимости от типа их автомобилей — переднеприводные, заднеприводные и внедорожники. Сначала каждый проходил квалификацию в формате «тайм аттак», то есть гонка не с соперником, а с секундомером — кто покажет лучшее время. Самые медленные прекратили борьбу уже на этой стадии, ну, а лучшие на следующий день соревновались в финалах. Здесь уже шло очное соперничество — пилоты одновременно проходили дистанцию каждый по своей трассе, потом менялись ими. По сумме результатов победитель шёл дальше, проигравший получал ещё один шанс, и только в случае второго поражения выбывал из борьбы.

С технической зоны, где пилоты готовили свои автомобили, до места старта меня подбросил один из участников — Александр Маркелов из Барнаула. Во время самого заезда, кстати, в салоне посторонних быть не должно. Александр в ледовых гонках участвует уже несколько лет. Когда-то соревновался на «шестёрке», ну, а сегодня — на «Ниве-Шевроле».

— На «Жигулях», конечно, было попроще, они легче. «Нива» тяжёлая, да и скоростные возможности ограничены, — рассказывает он. — Но я не стремлюсь на пьедестал, мне главное — опыт, адреналин, азарт. Когда-то я и за пределы края выезжал, а сейчас — семейный человек, времени мало. Да и автоспорт — недешёвое удовольствие.

Трасса, кстати, по единогласному мнению участников, получилась отличной: есть места, где можно разогнаться, есть затяжные скоростные повороты, называемые дугами, а есть и шпильки — это на языке пилотов очень крутые виражи, где приходится до минимума сбрасывать скорость.

«Ока» рулит

В стартовом листе значились фамилии почти 50 пилотов — как говорят организаторы, цифра хорошая. Хотя были среди них и кандидаты в мастера спорта, и разрядники, но все они — любители, профессионально автоспортом никто не занимается.

— Участвовать может любой желающий, главное — чтобы было водительское удостоверение и исправный автомобиль, — пояснила Евгения Комлик.

Правда, для участия в чемпионате всё равно нужно было получить лицензию пилота, оформлялась она тут же, на месте. А вот машины должны были оставаться в максимально стоковом варианте — да, кто-то ставил резину позубастее, кто-то дорабатывал двигатели или ходовую часть, но при этом никаких каркасов безопасности, сумасшедших моторов и всего прочего. Были и интересные авто, которых в спортивном характере вроде как и не заподозришь. Например, Михаил Мошкин из Новосибирска уже второй год подряд приезжает на Mazda Familia, которая в следующем году отметит свое 40-летие. Возраст техники не помешал ему в прошлом году показать самое быстрое время на барнаульской трассе.

— Просто мне нравятся гонки, ехал, как говорят, на все деньги. Что получится сегодня, сказать не могу, машина немного доработана, посмотрю, как она будет себя вести. Всё это делается, чтобы автомобиль был быстрее, лучше управлялся, активнее отзывался на движения руля, но техника — дело такое, всё может быть, — говорит Михаил.

А Кирилл Коновалов и вовсе выступал на белой «Оке». Вообще, он планировал соревноваться на «Субару», но в самый неподходящий момент она сломалась. До четырёх утра Кирилл реанимировал «Оку», которая у него год стояла без движения, она завелась и выехала на старт. В итоге в классе переднеприводных автомобилей по результатам чемпионата Барнаула Кирилл и стал лучшим. В заднеприводном классе быстрее всех тоже был отечественный автопром — ВАЗ-2102 — и его пилот Антон Шипунов. В полном приводе победил Константин Симон на Subaru Impreza.

В чемпионате АФАС лучшими стали Дмитрий Крейк (Горно-Алтайск, полный привод), Глеб Глушков (Новокузнецк, передний привод) и Антон Шипунов (задний привод).

20 января на гребном канале пройдёт первый официальный чемпионат Барнаула по ледовому дрифту, а 27 и 28 января здесь состоятся сразу два мероприятия — чемпионат Алтайского края и Кубок Барнаула по автомногоборью.

Ярослав МАХНАЧЁВ, «Вечерний Барнаул»