«Вместе к целям через дружбу». Как игра в бочча и общение с известными инваспортсменами улучшили отношения в школе обычных учащихся и детей с ограниченными возможностями

"Вместе к целям через дружбу". Как игра в бочча и общение с известными инваспортсменами улучшили отношения в школе обычных учащихся и детей с ограниченными возможностями "Вместе к целям через дружбу". Как игра в бочча и общение с известными инваспортсменами улучшили отношения в школе обычных учащихся и детей с ограниченными возможностями

Проект Алтайской краевой общественной организации Всероссийского общества инвалидов «Вместе к целям через дружбу» благодаря поддержке Фонда президентских грантов охватил шесть школ в Барнауле и Бурановскую школу в селе Шадрино Калманского района.

Не похожий на меня

Статистика указывает на двойственное отношение к людям с ограниченными возможностями. С одной стороны, если респондентам предлагают вопросы общего характера, большинство отвечает: инвалиды такие же члены социума и заслуживают такого же уважения, как и все остальные. Россияне готовы жертвовать деньги на социальные программы и считают, что инвалидам должны быть предоставлены равные со всеми возможности.

Но это только до тех пор, пока дело не касается чегото более конкретного и личного. Например, опросы, проведенные в различных городах России, выявили, что многие школьники не хотят учиться вместе с особенными детьми, и родители с ними солидарны. Конечно, так не везде и не всегда. Например, в одной из барнаульских школ с первого класса учится девочка Аля Кощеева с аплазией обеих рук (аплазия - дефект развития, характеризуется отсутствием всего органа или его части. — Прим. «АС»). Одноклассники принимают ее как равную, дружат с ней. Талантливая девочка дает фору многим сверстникам. Конечно, это заслуга ее мамы, классного руководителя. Но практика показывает, что такие случаи еще редки.

Матери особенных детей жалуются, что их ребятишек обижают на детских площадках, а иногда даже просто просят покинуть места общего пользования, чтобы не смущать или не травмировать здоровых. Сами дети с ограниченными возможностями говорят, что их нередко дразнят, обижают, толкают и прогоняют здоровые ровесники. Маленькие дети попросту боятся не похожих на себя сверстников.

Когда в обычном классе учится особенный ребенок, учителю приходится уделять ему больше внимания, от чего могут пострадать другие ученики, учителю просто не хватает времени на всех. Это мнение самих педагогов. Здесь можно и нужно говорить о сопровождении детей-инвалидов тьюторами (специально обученными людьми) во время учебного процесса.

Люди с ограниченными возможностями здоровья встречают множество проблем на своем пути. Для того чтобы вести полноценный образ жизни, им необходима поддержка и понимание окружающих. В то же время инвалидов сильно ранит неумеренная жалость. Как найти золотую середину, как воспитать в детях правильное отношение к людям с особенностями?

Мир, дружба, жвачка!

На наш взгляд, здесь требуется работа по разъяснению и воспитанию у здоровых детей толерантного отношения к сверстникам с инвалидностью. И поддержка проекта «Вместе к целям через дружбу» Фондом президентских грантов позволила этим заняться.

Алтайская краевая общественная организация Всероссийского общества инвалидов выиграла в 2019 году второй конкурс фонда по направлению «Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан» и получила на реализацию своего проекта без малого полмиллиона рублей - 498 254.

Мы выбрали семь школ, в которых имеются коррекционные классы для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и где руководители школ готовы были принять участие в проекте, направленном на предотвращение проблем этического и психологического плана, которые выражаются в негативном отношении к особенным детям и травле их здоровыми подростками.

Проект «Вместе к целям через дружбу» начался с создания команды, в которую вошли психологи, священнослужители, координаторы, эксперты, в роли которых выступили инвалиды со сложной и интересной судьбой. Чтобы встречи со школьниками проходили увлекательно, были доходчивыми, решено было проводить их в формате киноклуба.

На личном примере

Каждое мероприятие состояло из трех частей. В первой шла демонстрация фильма о людях с инвалидностью. Если позволяло время, показывали несколько фильмов о преодолении ими жизненных препятствий и сложностей. Одним из примеров в фильме был всем известный австралиец Ник Вуйчич, который родился без рук и ног. Певец, писатель, открытый миру человек с доброжелательной улыбкой, Ник Вуйчич своим примером мотивирует людей на добро и успех.

После демонстрации фильмов шел обмен мнениями об увиденном. Часто, обсуждая героев кинопоказа, дети рассказывали личные истории своего общения с инвалидами, делясь полученным опытом с другими школьниками. В разговоре принимали участие и наши эксперты - люди с инвалидностью, сумевшие найти свое место в жизни, стать примером для других.

Среди них инвалид первой группы Игорь Кузнецов, ныне председатель физкультурно-оздоровительного клуба «Инваспорт», прославившийся лыжным переходом в санях через ледники Гренландии. Благодаря своей целеустремленности он частично восстановил утраченные двигательные навыки, участвует в самых разнообразных соревнованиях инваспортсменов на региональном и всероссийском уровнях, мечтает об участии в Паралимпиаде.

В качестве экспертов приняли участие в нашем проекте также легенда паралимпийского движения, двукратная чемпионка и двукратный серебряный призер Паралимпийских игр по пауэрлифтингу, одна из сильнейших женщин нашего времени Тамара Подпальная; ее муж и тренер Андрей Подпальный, тоже в прошлом спортсмен мирового уровня, создавший в Барнауле спортивный инваклуб «Патриот», повысивший самооценку и вернувший веру в себя множеству инвалидов - как от рождения, так и получивших физический изъян в результате травмы или болезни; инвалид первой группы Надежда Тушина, уже 38 лет преподающая историю; Леонид Кинякин, начальник и действующий игрок футбольной команды ампутантов «Динамо-Алтай», в составе которой он несколько раз становился чемпионом России. Кстати, лучший футболист этой команды Игорь Жилин является пятикратным чемпионом мира.

Игорь Кузнецов рассказал ребятам о том, что свой спортивный путь он начал не с детско-юношеской школы, как это обычно бывает, а уже взрослым. Сорвавшись с высоты, он потерял способность ходить. После травмы год отсидел дома, вообще никуда не показываясь. В какой-то момент понял, что уже даже с людьми не может нормально общаться, словарный запас стал меньше. Его вытащил из депрессии, дал коляску Валерий Шарыпов, сам инвалидколясочник, руководитель организации «Преодоление».

Игорь познакомился с ребятами из клуба «Инваспорт» и начал заниматься штангой, позже освоил лыжи, благодаря которым попал в экспедицию известного путешественника Дмитрия Шпаро. Мальчишки и девчонки услышали рассказ о том, как он написал письмо Шпаро, узнав об экспедиции, в которую планировали взять инвалидов, о том, как два года шли отборочные испытания среди претендентов на участие в походе, как проходила сама экспедиция, в которой он передвигался по льду и снегу на санях, оснащенных лыжами. За мужество, проявленное в этом путешествии, наш земляк был награжден орденом Дружбы.

Игорь Кузнецов продолжает заниматься спортом: на спортивном фестивале «ПАРА КРЫМ - 2019» он стал серебряным призером в плавании, в том же 2019 году одержал победу на чемпионате России по гребле в Москве в заезде на байдарке-одиночке на 200 метров.

У Тамары Подпальной вообще немыслимое число спортивных наград. Самые дорогие среди них - четыре медали Паралимпийских игр. Она завоевала золото Сиднея и Афин, взяла серебро в Пекине и Лондоне. Спортсменка награждена орденом Дружбы, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, премией Паралимпийского комитета России «Возвращение в жизнь» в номинации «Второе дыхание».

Появившаяся на свет с хондродисплазией (наследственная болезнь, характеризующаяся маленьким ростом, тугоподвижностью суставов, деформацией конечностей. — Прим. «АС»), Тамара с детства нередко сталкивалась с косыми взглядами, усмешками в свой адрес, а в подростковом возрасте стала все больше и больше замыкаться в себе, отказывалась ходить на дискотеки с подругами. Андрей Подпальный, ее будущий муж, также родился с хондродисплазией. Познакомившись с Тамарой, он на первом же свидании привел ее в спортивный клуб, где работал тренером. На тот момент Андрей уже был мастером спорта международного класса по пауэрлифтингу, чемпионом СССР, неоднократным чемпионом России, призером чемпионатов мира и Европы. Жизнь Тамары с этого момента преобразилась.

Надежда Степановна Тушина, ставшая инвалидом в детстве после перенесенного полиомиелита, делилась своим жизненным опытом преодоления трудностей и проблем, связанных с инвалидностью. Без рук она смогла получить высшее образование, стать счастливой женой, матерью, бабушкой. Отработав в школьном образовании 38 лет, она написала книгу под названием «Жизнь без рук». Надежда Степановна подарила ее заинтересовавшимся ребятам.

Общение сближает

Интерес школьников к нашим экспертам был неподдельным. Они слушали, затаив дыхание, активно задавали вопросы. На встречах до сознания детей доходило, что люди с инвалидностью такие же, как все, просто у них ограничены возможности здоровья и им требуется больше сил и упорства для преодоления препятствий при достижении целей, поставленных перед собой.

Заканчивались встречи в киноклубе экспериментом: школьники пробовали себя в роли незрячих людей. С повязкой на глазах надо было преодолеть маршрут с тростью, обходя препятствия. Одни справлялись с этим заданием запросто, а кто-то звал на помощь. В одном случае к школьнице на ее зов никто не поспешил, и она от обиды расплакалась.

Всего с учащимися средних и старших классов в общеобразовательных школах было проведено семь встреч в формате киноклуба. После этого в анонимных анкетах 63 процента детей сказали, что общение помогло им лучше понять людей с инвалидностью, их проблемы и чувства. А главное, 90 процентов ребят, принявших участие в анкетировании, ответили, что если в их классе появится новый ученик с ограниченными возможностями, то они готовы прийти ему на помощь. 64 процента школьников выразили готовность в качестве волонтеров оказывать помощь организациям инвалидов в проведении мероприятий.

В школе № 133 был создан волонтерский актив, который, помимо других своих задач, взял под опеку специальный начальный коррекционный класс детей с расстройством аутистического сектора (РАС). Также в рамках проекта в школах состоялись «Матчи дружбы», где учащиеся с инвалидностью играли с обычными школьниками в спортивную игру бочча.

Людмила ОЛЕЙНИК, Алтайская краевая организация Всероссийского общества инвалидов, Барнаул.

Итоги опроса учителей и директоров школ, участвовавших в проекте

  • Педагоги ответили на шесть ключевых вопросов о форме проведения встреч и их влиянии на микроклимат в школе. Оценки выставлялись в диапазоне от 0 до 5 баллов.
  • Отвечая на вопрос, нужны ли такие встречи в школах, 16 человек выставили максимальные 5 баллов, двое - 4 балла.
  • На вопрос, насколько понравилась вам встреча, проводимая в формате киноклуба, 17 человек откликнулись пятеркой, один - четверкой
  • Вопрос, насколько понравилась вам встреча в формате спортивной игры бочча, собрал 15 ответов с пятью баллами и три четвёрки.
  • Вопрос, насколько положительно повлияли встречи на микроклимат в классе, вызвал 14 ответов с оценкой пять, два - с оценкой четыре, а два человека посчитали, что никакого влияния на микроклимат в классе не произошло, так как двух встреч для этого мало.
  • На вопрос, насколько положительно повлияли встречи на микроклимат в школе, 14 человек ответили, что очень положительно, трое - положительно, один, что микроклимат никак не изменился.
  • Наконец, вопрос, нужны ли такие встречи в дальнейшем, вызвал 17 положительных ответов и один отрицательный.

Качественные результаты

До 20 марта завершились все мероприятия проекта «Вместе к целям через дружбу». С командой экспертов в каждой из семи школ, участвовавших в проекте, было проведено по одной встрече в формате киноклуба, школьники сыграли восемь «Матчей дружбы». Проект охватил около 700 учащихся, среди которых 290 детей с ОВЗ и инвалидностью.

  • Школьники ознакомились в киноклубе со спецификой заболеваний сверстников из коррекционных классов и особенностями их здоровья.
  • Дети с ОВЗ и инвалидностью и волонтеры из числа школьников поняли основные правила игры бочча, научились взаимодействовать и помогать друг другу.
  • У Алтайской краевой организации Всероссийского общества инвалидов наладились взаимоотношения с коррекционными классами для дальнейшей помощи преподавателям в их работе.
  • Благодаря брошюрам «Как помочь человеку в сложной жизненной ситуации» семьи учеников ознакомились со многими социально ориентированными организациями города Барнаула, готовыми помогать им в различных жизненных ситуациях.
  • Количество школ, желающих поучаствовать в проекте, оказалось больше, чем предусматривал проект, что говорит о его востребованности.
  • Получилось договориться с руководителями школьного волонтерского движения в городе Барнауле, что после пандемии они примут в свои ряды молодых волонтеров из новых школ.
  • По договоренности с директорами школ запланированы совместные игры школьников из обычных и коррекционных классов не только в игру бочча, но и в другие настольные игры.
  • В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что коррекционные классы и преподаватели в них нуждаются в постоянной поддержке со стороны некоммерческих профильных организаций. Любые дополнительные образовательные, культурные, спортивные мероприятия важны для этой категории ребят. К встречам в формате киноклуба нужно подключать еще и родителей школьников, так как основа мировоззрения молодых людей закладывается в семье.

Сергей КОРКИШКО, руководитель проекта.

Опубликовано в газете «Алтайский спорт» № 5−2020 г.