Барнаулец восстановил легендарный советский велосипед прошлого века

Фото: Ярослав Махначёв Фото: Ярослав Махначёв

Иван Канаев увлечённый велосипедист. Сам ездит на горном велосипеде, его интерес к двухколесному транспорту разделяют дети. Но иногда Иван выгоняет из гаража советский «Старт-Шоссе». Его он возвращает к жизни уже два года.

Дело случая

Детство Ивана было таким же велосипедным, как и у всех советских пацанов — «Салют», «Кама» со складной рамой, «Уралы» разных модификаций.

— Моя мама — кандидат в мастера спорта по велоспорту, она рассказывала, на каких велосипедах они тренировались и соревновались, были среди них и «Старт-Шоссе», — рассказывает Иван Канаев. — Но в моем окружении такая техника была редкостью. Во дворе у кого-то был «Турист», тяжелый, с тремя скоростями, крыльями, и это казалось пределом мечтаний. А достать «Старт-Шоссе», которые в магазинах не продавали — это было всё равно что «Волгу» купить.

Но несколько лет назад Иван, просто листая сайт объявлений, наткнулся на «Старт-Шоссе» — и как током ударило. При этом шоссейный велосипед ему был особо и не нужен, но подумал — а почему бы и нет? Правда, трезво оценивая свои силы и, главное, наличие свободного времени, Канаев понимал, что если уж покупать, то не совсем лохмуты, а более-менее живой вариант. И через месяц нашёл его в подмосковном Королеве, обошёлся где-то тысяч в 12. Учитывая, что современные шоссейники стоят иной раз полмиллиона рублей — можно сказать, копейки.

В хорошем состоянии

Велосипедный завод в Харькове появился в 1923 году, первый экземпляр флагманской модели, «Старт-Шоссе», сошел с конвейера в 1966 году. Производились они до 2002 года, шоссейные велосипеды дорабатывались и модернизировались, но всегда были желанными для любителей и профессионалов велосипедной езды.

Выступала на этих велосипедах и советская сборная, в том числе и на домашней Олимпиаде в 1980 года. Но это был спецзаказ — максимально облегчённые, заточенные исключительно под профессиональные гонки. У Ивана модель 1981 года, и тоже, можно сказать, эксклюзивная - олимпийской версии, посвященная Играм в Москве, ограниченной серии. На рамах на Харковском заводе выбивали номер, как на автомобилях - с годом выпуска. На доставленном в Барнаул экземпляре она сохранилась — 1981 год, порядковый номер 72, то есть выпущен он в начале года.

— Это всё-таки гражданская модель, но и спортсмены тренировались на таких, — поясняет Иван.

«Старт-Шоссе» прежде всего отличает неубиваемая легкая рама. И некоторые на базе нее строят так называемый «крокодил», навешивая колеса, втулки и все другое от всевозможных велосипедов. Но Ивану повезло — его «Старт-Шоссе» оказался максимально близок к оригиналу да еще и во вполне приличном состоянии.

— Визуально он был похож на велосипед, только местами заржавевший и запылившийся, но без «колхоза», — рассказывает Иван. — Видимо, бывший владелец как положил его куда-то на чердак много лет назад, так он там и пролежал долгие годы. Даже паспорт с ним был — вот его модификация 155−411, выпускалась с 1978 по 1982 годы. По этой книжке родной облики восстанавливается.

Шины за это время превратились в лоскуты, Иван нашёл родные на замену. Это не покрышка, не камера — своего рода резиновая трубка, приклеивающаяся к ободу. Такие шины предназначены для высокой скорости, но крайне не практичны, рвутся от любого стеклышка, но что уж поделать. Вместо растянутой цепи Канаев тоже поставил родную, от нынешних китайских она отличается шагом. Нашёл оригинал с прибалтийского завода, в масле. Тросики тоже обнаружил на разборках, так что не пришлось изобретать переходники.

— Оказалось, что родных запчастей на такие велосипеды много. Заводы вплоть до конца 1990-х выпускали одно и то же, так что многое у велосипедистов до сих пор лежит, — поясняет Иван.

Единственное, что он поставил не из родного — тормозные колодки. Старые задубели да еще и звук издавали такой, что, как говорит Канаев, весь Ленинский проспект оборачивался. А тормоза - это прежде всего безопасность, особенно на таком велосипеде.

— Скорость у него приличная, замерял — 40 км/ч держит. И ещё запас есть, просто я сам быстрее уже не могу, — признается Иван.

В центре внимания

Для оригинального облика не хватает только небольших деталей. Например, Иван ищет родной насос, чтобы не колхозить от другой модели, изучает технологию восстановления цвета алюминия, хочет привести в порядок раму. Кстати, на ней даже сохранились родные наклейки, гласящие об особой олимпийской версии велосипеда. Сейчас умельцы уже делают их копии и даже разработали особую технологию нанесения, но Ивану важно сохранить родные атрибуты тех времен. Ещё он ищет способ восстановить сидение, над которым тоже свое берут годы.

При этом «Старт-Шоссе» — велосипед всё-таки не для каждодневной езды. Во-первых, те же шины быстро приходят в негодность, а новых не напасешься. Во-вторых, как прогулочный он не удобен — предполагает классическую спортивную посадку, когда тело расположено параллельно земле, а в такой позе сложно следить за окружающей обстановкой. А если ехать, сидя вертикально, то неудобно тянуться к рычагу тормоза, переносить его в другое место Канаев не стал.

— Я не стал менять переключатель скоростей на современный, оставил родной. А на нём, как на старом «Москвиче», тоже не всегда с первого раза в передачу попадешь, — улыбается Иван.

Но зато когда он все-таки выезжает на нем прокатиться, без внимания не остаётся — такие велосипеды, особенно почти в оригинальном исполнении, сейчас большая редкость.

Ярослав МАХНАЧЁВ, «Вечерний Барнаул»