Осознанный подход. Для увеличения числа занимающихся спортом нужна не кампанейщина, а действия, основанные на понимании ситуации

Осознанный подход.  Для увеличения числа занимающихся спортом нужна не кампанейщина, а действия, основанные на понимании ситуации Осознанный подход. Для увеличения числа занимающихся спортом нужна не кампанейщина, а действия, основанные на понимании ситуации

Публикация в апрельском номере газеты «Алтайский спорт» материала «Сила в единстве» о возможных путях достижения национальной цели - 55 процентов населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом к 2025 году (для Алтайского края - 56,5), вызвала живой отклик в группе «Алтайского спорта» «ВКонтакте». Так как речь шла о том, что надо сделать для этого на уровне муниципалитетов, то своим мнением по данному поводу и ситуации, складывающейся на местах, поспешили поделиться именно представители муниципальных образований. Приводим их высказывания с последующими комментариями одного из авторов статьи «Сила в единстве» Ивана САМСОНОВА, начальника методического отдела Центра спортивной подготовки (ЦСП) сборных команд Алтайского края.

Брать из СССР лучшее. Жить настоящим

«В поселках и деревнях все заброшено и развалено. Во многих населенных пунктах вместо стадиона уже пустырь, местами со свалкой. Если брать лыжный спорт, к примеру, то какая тут поддержка? 70−80% спортсменов на краевых первенствах и олимпиадах бегают на личном инвентаре, в районах нет ни черта. Хотят возвратить лыжные гонки классическим стилем, начали бороться за ростовку палок в классике на олимпиадах, а в районах тупо нет самих классических лыж даже!»

С вами трудно поспорить. Тем более ситуация с отечественным инвентарем, судя по плану мероприятий импортозамещения в спортивной индустрии России до 2024 г., в ближайшее время не достигнет необходимого уровня. Не обсуждая план импортозамещения, видится необходимость обсуждения источников формирования доходов местных бюджетов, чтобы можно было приобрести имеющийся в наличии заграничный инвентарь.

К сожалению, местные бюджеты в настоящее время находятся в огромной зависимости от региональной власти, т.к. налоги, за счет которых они формируются, не могут в полной мере удовлетворить социальные нужды населения, в том числе в области физической культуры и спорта. Основными налогами, поступающими в местный бюджет, являются: земельный (100% зачисляется в местный бюджет); на имущество граждан (100%); на их доходы (от 2 до 15% от суммы, уплаченной налогоплательщиком по единой ставке 13% с дохода). Это крайне мало! Муниципалитеты могут вводить местные налоги, но это является излишним в складывающейся ситуации, а также абсолютно неприемлемым в существующей социально-экономической ситуации. Совершенно очевидно, что местным бюджетам требуются субсидии из бюджетов более высокого уровня или же увеличение своей доли от федеральных налогов, поступающих сейчас в государственную казну с территории муниципалитетов.

Если сравнивать формирование бюджетов и их расходы на физкультуру и спорт в советский период, то сравнение будет явно не в пользу современности.

Можно сколько угодно спорить о правомерности налога на бездетность (его в СССР платили в размере шести процентов от дохода все совершеннолетние мужчины, не имеющие детей, кроме студентов), но эти средства направлялись на содержание социально значимых объектов и инфраструктуру для детей.

В городе физкультуру и спорт по месту жительства в советское время питали двухпроцентные отчисления от квартплаты. Жилищно-коммунальный отдел принимал на эти деньги в штат инструкторов по физкультуре, которые организовывали дворовый спорт!

Каждая организация перечисляла в Фонд государственного социального страхования от 4,4% (в сельской местности) до 14% (промышленность) от фонда оплаты труда. Данные средства использовались для организации социальной помощи населению, в том числе на физкультурно-массовую работу. В штате каждой организации, предприятия был трудоустроен инструктор по спорту по нормативу на каждые 500 человек - штатная единица.

На профсоюзные средства и членские взносы содержались разнообразные добровольные спортобщества. Например, работников промышленности объединяло ДСО «Труд», а сельских работников - ДСО «Урожай». Кроме этого, важную роль играли такие отраслевые спортивные общества, как «Динамо», «Спартак», «Зенит», «Буревестник», «Трудовые резервы», «Водник», «Локомотив», ДОСААФ, объединенные с 1987 года в ВДФСО профсоюзов.

В сельской местности на колхозы и совхозы возлагалась обязанность организации физкультурно-спортивной работы, в том числе обеспечение спортивным инвентарем. В каждом хозяйстве устраивался в штат инструктор по спорту, который должен был организовывать данный вид работы как одно из мероприятий по охране труда. Начиная с 1930-х годов и по настоящее время физкультура и спорт считаются средством оздоровления и повышения производительности труда граждан. Каждая организация и сейчас может запросить из Фонда социального страхования часть собственных отчислений на физкультурно-спортивную работу. Но жесткие, а порой и абсурдные механизмы получения этого небольшого объема средств, а затем трудоемкий отчет о проделанной работе сводят интерес потенциальных получателей к нулю.

И последнее, связанное с советским временем: большинство объектов спорта в тот период находилось в собственности предприятий, организаций, колхозов, т. е. наблюдалось явление «множественности хозяев» при общей определяющей роли государства. С 1990 г. наиболее прибыльные объекты стали частными, а инфраструктура, имевшая меньшие инвестиционные перспективы, осталась никому не нужной. И государство переложило их содержание на плечи местных администраций, не имеющих для этого достаточных средств. Поэтому и приходится зачастую наблюдать описанную вами картину.

В статье «Сила в единстве» предлагаются направления выхода из положения (а не мгновенный чудодейственный рецепт!) с максимальным использованием открывшихся сейчас возможностей.

Добавлю, что при низких доходах местных бюджетов необходимо искать внебюджетные источники. Помимо поиска меценатов и спонсоров, призываю использовать, и готов оказать в этом методическую помощь, грантовую поддержку по некоторым направлениям. Есть лишь один нюанс - этим ресурсом могут воспользоваться некоммерческие организации, в том числе спортивные федерации. Поэтому в муниципалитете необходимо создание какой-нибудь НКО.

Куда можно обратиться:

1. Фонд президентских грантов - система государственной грантовой поддержки некоммерческих организаций, существующая с 2006 года (конкурс проводится два раза в год на конкурсной основе, где разыгрываются гранты в области физической культуры и спорта, кроме профессионального); можно победить только один раз в год;

2. Гранты Федерального агентства «Росмолодежь» по направлениям вовлечения молодежи в здоровый образ жизни и занятия спортом, популяризации культуры безопасности в молодежной среде. Конкурсы проводятся два раза в год как в заочной форме, так и в рамках форумной поддержки (например, на форуме «Алтай. Территория Развития»). Как правило, эти гранты оформляются на физическое лицо, а их особенностью является тот факт, что руководитель проекта и его команда не имеют права начислять себе заработную плату.

3. Гранты губернатора Алтайского края. Претендовать на грант могут общественные организации, общественные движения, фонды, в том числе общественные и благотворительные, государственные (муниципальные) автономные и бюджетные учреждения, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве юридического лица на территории Алтайского края и осуществляющие на ней деятельность не менее одного календарного года. Максимальная сумма гранта на одну организацию в 2020 г. — 400 тыс. руб. Но номинация поддержки здорового образа жизни в 2019 г. не являлась приоритетной.

Помимо грантов, существуют так называемые краудфандинговые платформы, например, Planeta.ru. Это не совсем гранты, т.к. у них другая система получения материального вознаграждения. Вместо экспертов ваши предложения оценивают обычные люди или инвесторы, которые могут перевести часть денег на ваш проект, если он им понравился. Но срок нахождения проекта на платформе ограничен -100 дней.

Вместе с тем нельзя не отметить, что в России начинает быть востребованным и положительный опыт советского времени. Например, в Алтайском крае (г. Бийск) создано региональное отделение Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Трудовые резервы», которое, по своей сути, объединило функции прежних ДСО «Трудовые резервы» и «Труд». Основным направлением его деятельности является организация системного подхода к занятиям физической культурой и массовому спорту среди сотрудников предприятий российской промышленности и членов их семей. Кроме этого, на сегодняшний день в российское законодательство вносятся понятия «физкультурно-спортивное общество», «любительский спорт», «корпоративный спорт», что, по идее, повлечет за собой дополнительные финансовые вливания - корпоративные и личные - в сферу физической культуры и спорта. Есть надежда, что в силу необходимости решения национальной задачи изменятся каким-то образом нынешние отношения между муниципальными и региональными бюджетами, когда речь будет заходить о физкультуре и спорте.

Испытано на себе

«Что касается инфраструктуры! Рекомендация из личной практики! Наш региональный минфин реализует прекрасную программу улучшения сельской инфраструктуры по принципу инициативного бюджетирования. Это „Проект поддержки местных инициатив“, в рамках которого можно ремонтировать и вновь создавать объекты спорта. Суммы небольшие, но работать можно! К примеру, „Ремонт баскетбольной площадки“ - 1 млн 239 тыс. (1 млн - это краевая субсидия, 130 тыс. — вклад района, 65 тыс. собираем с жителей села и остаток у спонсоров). Спасибо минфину за эту возможность! Подробная информация на сайте Алтайпредлагай. рф!»

Замечательно, что практика инициированного бюджетного финансирования набирает популярность. Этот ресурс необходимо в полной мере использовать. Но построить площадку мало, за ней надо организовать уход (восстановление) на постоянной основе. Поэтому необходимо ее поставить на баланс какой-либо организации. Это может быть либо районная физкультурно-спортивная организация (например, Центр физкультуры и спорта), либо общеобразовательная организация (сельское поселение).

Профи вдохновляют любителей

«Идеи реформирования спорта - это, конечно, хорошо. Однако проще увеличить численность занимающихся спортом, создав условия для его доступности. То есть, нужно развивать и вкладывать денежные средства в общедоступные виды спорта. Спорт для всех, спорт-хобби - вот направления для увеличения массовости. Не нужно выбрасывать колоссальные деньги на профессиональный спорт (пусть туда вкладывают спонсоры, меценаты и коммерсанты) - он работа, за которую спортсмены получают деньги, а вовсе не увлечение. Еще один способ действенного решения проблемы увеличения численности занимающихся спортом - это, в первую очередь, передача в длительную БЕЗВОЗМЕЗДНУЮ аренду муниципальной собственности организациям, которые хотят развивать спорт, а также аналогичная аренда ими земельных участков под строительство спортивных объектов. Есть еще много предложений по решению этой задачи. Вы только спросите у тех, кто действительно пытается развивать спорт в крае».

В России более 180 видов спорта, включая 22 военно-прикладных и служебно-прикладных (ведомственных). С каждым годом их число только увеличивается. Много редких видов, не имеющих большого числа занимающихся, но претендующих на равнозначность прав с уже полюбившимися нами видами спорта. Поэтому, определяя общедоступные виды спорта, мы непременно столкнемся с вопросом о критериях общедоступности.

На мой взгляд, первостепенное внимание должно уделяться тем видам спорта, которые: а) включены в программы общего образования; б) являются базовыми для региона; в) входят в программы всероссийских спартакиад, Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских и Всемирных специальных олимпийских игр. Они должны финансироваться органами государственной и муниципальной власти как по программам на этапах спортивной подготовки, так и по дополнительным общеобразовательным программам в области физкультуры и спорта.

Остальные виды спорта, еще не включенные в вышеназванные категории, при таком подходе могут рассчитывать на поддержку по остаточному принципу как мероприятия, способствующие повышению заинтересованности граждан в физкультуре и спорте.

Что касается профессионального спорта, то он тесно переплетается со спортом высших достижений и массовым спортом. Например, усердные занятия физкультурой и спортом любого человека, превышающие минимально необходимое время для организованных и (или) самостоятельных занятий физкультурой и спортом, относятся к массовому спорту, но имеют признаки профессиональности, т.к. требуют затрат личного времени и превосходят все мыслимые критерии увлечения. Это, кстати, тонко улавливается на бытовом уровне. Часто можно услышать или прочитать в газете про воспитанников той или иной спортшколы, что они профессионально занимаются спортом. Хотя основной признак профессионального спорта - получение дохода за свою деятельность в спорте, это вид трудовой деятельности.

Целесообразность вложения колоссальных средств в профессиональный спорт и подготовку спортивного резерва сейчас постоянно обсуждается на уровне Правительства России и региона. Считаю, надо найти путь «между Сциллой и Харибдой» (финансированием и необходимостью развития). Для этого требуется провести серьезный анализ работы каждого звена в системе физкультуры и спорта. А если взять и просто сократить весь профессиональный спорт скопом, то нет смысла в спортивных школах и организациях дополнительного образования. Молодежь не увлечешь примером бодренького старичка, в идеале она хочет походить на героев спорта со всеми вытекающими из их положения моментами.

Во второй части приведенного выше отклика на статью в «Алтайском спорте» говорится о необходимости безвозмездной аренды муниципальной собственности для организаций, которые хотят развивать спорт. Безусловно, эта мысль правильная. Но есть один нюанс: арендные платежи - источник доходов местных бюджетов. Поэтому, несмотря на то, что передачу в безвозмездное пользование объектов спорта можно назвать видом поддержки, органы внешнего аудита (контроля) всячески будут этому препятствовать. Причина - «выпадающие» и без того низкие доходы муниципалитетов. Выходом из ситуации является законодательная инициатива соответствующих органов законодательной власти.

Надеюсь, что когда-нибудь дело до нее дойдет, если депутаты, занимающиеся вопросами спорта, обратят внимание на эту проблему.

Открытая хорошо, закрытая - ещё лучше

«Если государство будет развивать инфраструктуру, то люди будут подтягиваться, сейчас очень много вкладывается в развитие спортивных площадок в жилых массивах населенных пунктов, это уже большой плюс!».

Согласен. Широко известно, что в сельских муниципальных районах Алтайского края до 2024 года будет построено 59 малых спортивных площадок в рамках федерального проекта «Спорт - норма жизни» национального проекта «Демо-графия». Они появились уже в 25 районах.

Но что касается строительства спортивных площадок в жилых массивах городов, то это требует дополнительного обсуждения. Без хозяина они приходят не только в запустение, но и разорение. Ведь «культурные» граждане постоянно желают проверить крепость тренажеров, надежность ограждения внешним варварским воздействием. Например, практика строительства в Омске таких спортсооружений в микрорайонах сначала получила положительный резонанс, но затем сошла на нет по вышеназванной причине.

Не менее открытых спортплощадок, а даже более в наших сибирских условиях, в муниципальных районах и городах нужны малобюджетные крытые спортсооружения. Но опять же с условием, что они будут находиться на балансе физкультурно-спортивных организаций. Это позволит расширить качественные и количественные возможности для проведения физкультурно-спортивных мероприятий.

В настоящее время обсуждается введение налоговых льгот на имущество владельцев спортивных объектов. Практика показывает, что этот налог крайне отрицательно сказывается на спортивной отрасли, особенно в местных бюджетных организациях. Ведь в стоимость занятий закладывается норматив налоговых отчислений, а это увеличение цены занятий. Поэтому в целях развития массового спорта и спорта высших достижений видится целесообразным применение налоговой ставки в размере 0% по налогу на имущество физкультурно-спортивных организаций в отношении их имущества, используемого только по профилю деятельности.

Выпадающие региональные налоги будут восполнены через увеличение налоговой базы по НДФЛ, т. к. на любом объекте спорта будут трудоустроены как непосредственно организующие занятия специалисты в области ФКиС, так и вспомогательный персонал.

Если государство на деле хочет добиться высокой вовлеченности населения в занятия физической культурой и спортом, то в дальнейшем законодателям стоит рассмотреть вопрос о льготах объектов спорта и по земельному налогу.

Только без паники

«Реформа по переводу спортшкол на спортивную подготовку требует дополнительного финансирования - и приличного! В рамках имеющегося бюджета достичь поставленных целей нереально. По факту в сельских районах, чтобы одну ставку спортивного работника добавить, нужно сократить другую. Еще момент: нет у нас такого, что если ДЮСШ переходит на программы спортивной подготовки, то мы их к массовому спорту не привлекаем. Когда речь идет о сельском районе - тут все едино!

В статье «Сила в единстве» часто употребляется «должно», а способ? Мы в муниципалитетах будем рады, если появятся возможности реализовывать «должно». Но пока мы заложники определенных цифр, за рамки которых не можем выйти. К примеру, минспорта региона пишет в соглашении о сотрудничестве: «должны утвердить «дорожную карту» (это означает увеличение финансирования по программам спортивной подготовки на 85−90%), а минфин - опять же региональный - дает установку не выходить за рамки бюджета!

Так нельзя ли вышестоящим ведомствам согласовать свои рекомендации муниципалитетам сначала друг с другом! Соотнести «должно» и «возможно»? На мой взгляд, идеальным было бы, если обучение по про-граммам спортивной подготовки осуществлялось за счет бюджета субъекта, а бюджет муниципалитета финансировал бы массовый спорт. Тогда бы мы и центры физической культуры и спорта (ЦФКиС) создали, и везде бы инструкторов приняли… Реальность в сельских районах такова, что деньги находятся только на ДЮСШ и краевые олимпиады, все! И это в лучшем случае! А то и на спортшколу их нет».

Во-первых, начиная ответ на поставленные вопросы, скажем, что касается инструкторов по спорту, то здесь есть два пути: 1) поиск стимулирующих механизмов (льгот) для сельхозорганизаций, которые будут содержать таких специалистов на селе; 2) существенные региональные субсидии (до 99%) на софинансирование работы в муниципалитетах.

Во-вторых, попытаемся ответить на вопрос о стоимости реформы, а именно переходе спортшкол на программы спорт-подготовки. На начальных этапах реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области ФКиС сопоставима по стоимости с программами спортивной подготовки, а где-то и превышает их стоимость!

Просто в образовании никто (а может, нам это не показывают) не считал затраты прямым методом калькуляции, а только обратным с учетом понижающих коэффициентов. Согласно Закону «Об образовании» (No 273-ФЗ), необходимо не только соблюдать федеральные государственные требования (требуют немалых средств), а также сопутствующие нормы закона, но и учитывать требования федеральных стандартов спортивной подготовки.

Например, расходы на инвентарь и оборудование, в отличие от программ спортивной подготовки по образовательным программам, почему-то не учитываются при расчетах затрат на реализацию образовательных программ различных уровней сложности. Напомним, что при реализации образовательных программ необходимо обеспечить обучающихся инвентарем и оборудованием, учитывая ФССП по виду спорта. А вот что касается спортивных соревнований, то затраты на участие предполагаются только на соревнования, включенные в календарь, формируемый органами управления образованием (ч. 4, 7, 8 ст. 84 Закона No 273-ФЗ, приказ Минспорта России No 939). Расходы на медобеспечение и иное сопровождение безопасности сопоставимы между собой по существующим объемам.

Какие же расхождения в расходах на реализацию спортивных и образовательных программ? По существу, больше становятся только расходы на тренировочные сборы и спортивные соревнования, как правило, с момента присвоения занимающимся первого спортивного разряда (в командных игровых видах спорта первого и второго спортивных разрядов).

Но это уже должны быть расходы краевого бюджета, т. к. уровень таких занимающихся соответствует статусу члена спортивной сборной команды края. Необходимо установить объективные критерии по разграничению расходных обязательств местных бюджетов и краевого бюджета. И по этому вопросу имеется ряд предложений региональным органам управления отраслью.

Тогда зачем, спросите вы, нужна «дорожная карта»? «Дорожная карта» является ориентиром в определенной системе координат по финансовому обеспечению подготовки спортсменов. Причем в настоящее время она затрагивает программы спортивной подготовки только по базовым для Алтайского края видам спорта, а должна быть разработана по всем видам спорта, кроме военно-прикладных и служебно-прикладных видов.

«Дорожная карта» будет показывать стоимость подготовки одного человека, в этой стоимости есть процент на оплату труда, инвентарь, оборудование, сборы, соревнования и т. д. Затем необходимо установить корректирующие коэффициенты на реализацию программы. Все, в том числе высшие исполнительные органы страны, понимают, что эти цифры в настоящее время нельзя исполнить, поэтому на уровне Правительства РФ принято постановление (No 640) о введении корректирующих коэффициентов на выделенное задание подведомственным организациям.

Вы спросите, почему вводятся корректирующие коэффициенты? «Дорожная карта» - это план действий, а все ли планы исполняются на 100%? План является неким прогнозом, согласно которому действует тот или иной субъект управления. Он должен и может постоянно корректироваться, исходя из складывающей-ся ситуации. Поэтому считаем, что наличие такого плана - это необходимость «сориентироваться на местности» для принятия дальнейших управленческих решений.

Замечу, что переход на программы спортивной подготовки вовсе не исключает участие спортсменов ДЮСШ в массовых спортивных мероприятиях, наоборот, спортивная подготовка на начальных этапах (спортивно-оздоровительный, начальный и тренировочный - до двух лет) реализуется через массовый спорт!

Другое дело, должен быть жестче подход по переводу детей с одного этапа спортподготовки на другой. Нельзя просто так переводить детей по годам и этапам спортподготовки. Все-таки они должны выполнять установленные результаты прохождения этапов. Это же касается вопроса с дополнительными предпрофессиональными про-граммами по базовому и углубленному уровням сложности.

Таким образом, расчет «дорожной карты» позволяет определить процент обеспеченности подготовки на том или ином этапе спортивной подготовки, а далее установить корректирующие коэффициенты на реализацию (по образовательным программам было бы желательно также ее рассчитать на реализацию ознакомительного, базового и углубленного уровня сложности дополнительной общеобразовательной программы в области ФКиС). А краевому ведомству спорта необходимо пересмотреть в сторону увеличения объем субсидии местным бюджетам на подготовку спортсменов (так, в 2019 было выделено 10 миллионов рублей, а в 2020-м уже только 5 миллионов.).

Маленький пример для большой страны

«Основную массу регулярно занимающихся спортом составят школьники, студенты, представители силовых структур. Добавится немного учителей, чиновников, рабочих разных профессий, пенсионеров и чуть-чуть детского сада. Вот и выйдет более 60% населения. Так что циферками отчитаемся - и норм».

Согласно федеральному проекту «Спорт - норма жизни», по России мы должны достичь общего показателя вовлеченности в занятия ФКиС 55%. При этом 86% - это люди от 3 до 29 лет, 52% - от 30 до 59 (55) лет, 22% - от 60 (55) до 79 лет.

Конкретно для Алтайского края цифры несколько выше. Общее число занимающихся у нас должно быть 56,5%. При этом 94% - люди от 3 до 29 лет, 52% - от 30 до 59 (55) лет, 20% - от 60 (55) до 79 лет.

Для реального достижения этих показателей (а не с помощью циферок на бумаге) необходима заинтересованность людей в занятиях. А значит, нужны стимулы для этого! Например, в Японии население стимулируют карательными методами - налогом на лишний вес человека от определенной нормы, а в России к концу настоящего года хотят ввести компенсацию в виде социального налогового вычета для занимающихся ФКиС.

В недавнем прошлом все удивлялись успехам футболистов Исландии - в 2016 году команда из страны с населением меньше 400 тысяч человек дошла до четвертьфинала чемпионата Европы, а в 2018 году дебютировала на чемпионате мира, опередив в отборочном турнире такие сборные, как Хорватия, Украина и Турция.

Выходцы из этой страны блистают не только в спорте. И мало кто знает, что там налажена очень эффективная система поощрения детей за успехи в учебе и других видах общественной активности. Поощрение выражается не в финансовом смысле, а в вещественном, по принципу работы игровых автоматов. Чем больше очков человек набрал - тем больше билетиков получил, тем лучший подарок может выбрать. Аналогичную систему можно разработать у детей и взрослых в нашей стране.

Например, выполнение нормативов ГТО в настоящее время интересно только выпускникам школ. Причем в приемные комиссии вузов подаются сведения о выполнении нормативов той ступени знака, которая соответствует возрасту абитуриента. За успехи в различных видах деятельности, включая ГТО, поступающий может дополнительно получить до 10 баллов к баллам за вступительные испытания.

Но каждый вуз устанавливает свой балл за знак ГТО - и это, к сожалению, снижает для кандидатов в студенты значимость спортивной подготовки. Для во-енного учебного заведения она, условно говоря, может составлять 10 единиц, а для музыкального - единицу.

А если законодательно сделать балл для всех вузов одинаковым? И что еще более важно - привязать количество баллов не только к спортивной подготовленности абитуриента на момент поступления, но и с учетом того, как он выполнял нормативы ГТО на разных ступенях школьного возраста? Последнее, представляется мне, будет побуждать к систематическим занятиям ФКиС и выполнению нормативов ГТО, начиная с поступления в школу.

Для выполнения нормативов ГТО и самостоятельных занятий необходим инвентарь, пусть не элитный, но хотя бы качественный. В этом случае на государственном уровне, думаю, нужны решения по субсидированию приобретения спортивной одежды и обуви для выполнивших нормативы ГТО на первых ступенях и здесь видится перспективным использование опыта организации работы в Исландии.

Реально в России пока просматривается лишь единственная стимулирующая мера - к концу этого года у нас хотят ввести компенсацию в виде социального налогового вычета для занимающихся ФКиС.

***

И последнее. Муниципальный уровень развития ФКиС должен существовать в неразрывной связи с региональным уровнем управления ФКиС. Не должно быть игры в одни ворота, когда муниципалы все должны и обязаны. Только равные и справедливые взаимоотношения будут способствовать достижению установленных показателей массового вовлечения населения в систематические занятия ФКиС. Но без профильного органа в районе и подведомственной ему физкультурно-спортивной организации эта работа немыслима!

Подготовил к публикации Виталий ДВОРЯНКИН,

«Алтайский спорт» № 5 от 31.05.2020 и № 7 от 31.07.2020

Для сведения: Президент России подписал 21 июля указ No 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», где одним из целевых показателей, ха-рактеризующих достижение национальных целей к 2030 году, будет увеличение доли граждан, систематически занимающихся ФКиС, до 70%.