Сила в единстве. С чем придут муниципалитеты к 2025 году: с реальным числом занимающихся спортом или фикцией?

Сила в единстве.  С чем придут муниципалитеты к 2025 году: с реальным числом занимающихся спортом или фикцией? Сила в единстве. С чем придут муниципалитеты к 2025 году: с реальным числом занимающихся спортом или фикцией?

Общеизвестно, что страна к началу 2025 года должна достичь показателя в 55% населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом (для Алтайского края - 56,5%). Причем через пять лет этот показатель в недавно опубликованной для общественного обсуждения «Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ до 2030 года» увеличен до 58%. Не предлагая ответа на вопрос, насколько это реально, попытаемся рассмотреть условия достижения этой цели.

Здесь многое будет зависеть от управленческих решений и физкультурно-спортивной работы в муниципалитетах. Они являются базовыми единицами, от которых зависит успешность решения любых государственных задач.

Три составляющих

В настоящее время условия для систематических занятий граждан физической культурой и спортом улучшаются в основном за счет материального пополнения существующей или создания новой (где-то ее вообще нет) спортивной базы. Однако нужны более решительные действия.

Первое. В каждом муниципалитете в идеале необходимо создать орган, отвечающий за стратегическое, исполнительно-распорядительное, контролирующее руководство всей системой физической культуры и спорта. На 1 января 2020 года обособленные спортивные структурные единицы - комитеты или отделы - имелись только в 27 муниципалитетах. Кроме них, физкультурой и спортом занимались 3 управления культуры, спорта и молодежной политики, 16 комитетов и 10 отделов по делам молодежи, культуре, физической культуре и спорту, 3 специалиста по спорту в районных администрациях.

Второе. Как воздух нужны специальные спортивные организации, подведомственные муниципальным спорткомитетам, которые бы одновременно занимались и спортивной подготовкой, и физкультурно-спортивной работой с населением - ЦФКиС (Центр физической культуры и спорта).

Третье. Муниципалитетам необходимо поднять на новый, более высокий уровень межведомственное взаимодействие образовательных, медицинских, правоохранительных и физкультур-но-спортивных органов.

Путеводная нить

Понятно, что формировать в каждом муниципалитете структуру администраций с отдельно выделенной единицей (отдел, комитет), занимающейся исключительно вопросами физической культуры и спорта, мешает скудность местных бюджетов. С другой стороны, даже если они есть, то из экономии средств в них работает, как правило, один человек, а этого явно недостаточно. Особенно остро это видно с возрастающим с каждым днем объемом отчетности и обязанностей (делопроизводство, бухгалтерия, закупки, безопасность, транспорт, медицинское обслуживание, архивное дело и т. д.).

В том числе и поэтому в муниципалитете нужна подведомственная физкультурно-спортивная организация! Помимо других своих функций она смогла бы выполнять техническую (вспомогательную работу) органов управления в области физической культуры и спорта.

А кроме того, заниматься: а) организацией и проведением физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной работы среди различных групп населения; б) организацией официальных физкультурных и спортивных мероприятий; в) организацией мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»; г) формированием и обеспечением спортивных сборных команд муниципалитета в мероприятиях межмуниципального и (или) краевого значения; спортивной подготовкой по видам спорта.

Ни спортивные школы (СШ), которые по большей части отвечают за спортивную подготовку, ни детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), которые в большей степени занимаются дополнительным образованием, такими организациями быть не могут в силу требований закона.

Вместе с тем в ситуации дефицита не только бюджета, но и населения для загрузки специалистов в области физической культуры и спорта множить юридические лица одной отрасли бессмысленно и неэффективно.

Именно поэтому центры физической культуры и спорта (ЦФКиС) в муниципалитетах видятся не дополнением СШ и ДЮСШ, а их заменой! Естественно, с сохранением штата спортивных кадров (тренеров) и прибавкой (там, где это необходимо) инструкторов по спорту. В советские времена последних именовали методистами по спорту, а сейчас их практически не осталось в силу разных причин. Руководители муниципалитетов, заинтересованные в создании условий для занятий физической культурой и спортом, как правило, изыскивают возможности, привлекая таких людей по договорам гражданско-правового характера, что является не совсем правильным с точки зрения действующего законодательства. Безусловно, есть и иные варианты, например, трудоустройство в администрациях сельских поселений, но этот вариант тоже не совсем приемлем.

В городских округах деятельность таких людей может организовываться в профильных организациях или СШ. Нам представляется, что в крупных городских округах работу по месту жительства можно выделить в центры тестирования ГТО или создать ЦФКиС. Наиболее верным и соответствующим поручениям главы государства все же видится трудоустройство таких специалистов в ЦФКиС. Но если в Томской области (см. Закон № 314-ОЗ) на данный вид работы из регионального бюджета выделяется субсидия на софинансирование, то у нас это направление деятельности еще не отработано.

ЦФКиС особенно перспективен для сельской местности и малых городов, поскольку начиная с 1992 года, после принятия закона об образовании, вся система дополнительного образования обособилась посредством лицензирования, аттестации и аккредитации. Тогда этот процесс рассматривался как одно из правил для создания конкурентной среды с негосударственным сектором. Думалось, что свободный рынок будет привлекать негосударственные организации для реализации «государственных» услуг. Причем с 1996 года в систему ДЮСШ, СДЮШОР влились дети из закрытых подростковых клубов по месту жительства. Но вышло все по-иному. Таких организаций в муниципалитетах практически не появилось, особенно в дотационных регионах, система подготовки спортивного резерва слилась с массовой физической культурой по месту жительства, а правила «от образования» для организаций дополнительного образования остались.

Высокий уровень схожести между образовательными и спортивными процессами сыграл негативную роль в объединении профильных ДЮСШ, СДЮШОР с массовкой из клубов по месту жительства. Это явление до сих пор отрицательно влияет на подготовку спортивного резерва в системе дополнительного образования.

Для того, чтобы преодолеть остаточный принцип финансирования сферы физической культуры и спорта по сравнению с образованием, а также зависимость от отрасли здравоохранения (находились в одном разделе финансового обеспечения. — Прим. авт.), в 2010 году в Бюджетный кодекс РФ были внесены изменения - и в итоге раздел финансового обеспечения физической культуры и спорта получил отдельный раздел финансирования в бюджете.

Относительная независимость в финансировании открыла новые возможности для отрасли и в большей степени - прозрачность в планировании и расходах на спорт. В том числе стало возможным создание ЦФКиС.

После всего сказанного может возникнуть вопрос: со спортшколами (СШ), занимающимися спортподготовкой, все понятно - их тренерские кадры составят костяк будущего ЦФКиС, а что будет с ДЮСШ?

Ответ прост: они свою миссию исчерпали, дополнительным образованием при необходимости должны заниматься школьные спортивные клубы во внеучебное время, при этом взяв на себя и обязательства по организации одного-двух уроков физкультуры для каждого школьника сверх обязательной учебной программы (так называемая внеурочная форма организации занятий).

А так как на начальном уровне программа спортподготовки в СШ по своей сути не отличается от программы ДЮСШ, то до определенного времени (на спортивно-здоровительном этапе и этапе начальной подготовки) дополнительным образованием (спортом для всех) могут заниматься и цФКиС, а школьные спортклубы в таких муниципалитетах возьмут на себя заботу в основном о детях постарше, которые оказались за порогом спортшколы, в том числе не выполнив нормативы, позволяющие продолжать спортподготовку на более высоком уровне.

Все эти преобразования никоим образом не отразятся на отчетных статистических показателях, обязательных в системе образования. Как известно, дополнительным образованием должно быть охвачено 80 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет. Однако, признавая определенную тождественность дополнительного образования и спортподготовки, Минпросвещения России включило в методику расчета показателя по охвату детей дополнительным образованием отчетность по форме № 5-ФК, 3-АФК.

Школьные спортклубы

По поручению Президента РФ в каждой школе к 2024 году должен быть создан спортивный клуб. Согласно профильному типовому положению и иным межотраслевым документам по развитию школьного спорта, такие организации могут заниматься наряду с секционной (внеурочной) работой, реализацией дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта как внеучебной (внешкольной работой).

Таким образом, в спортклубах при школах могут быть трудоустроены и тренеры, имеющие меньшие по сравнению с учителями физической культуры трудовые социальные гарантии и льготы. Принимая работника по совместительству, школа и ее клуб получит возможность расширить перечень секционной работы, т.к. не стоит доказывать, что в большей степени учителя физической культуры монопрофильны. Иными словами, это позволит не только расширить и повысить качество работы секций по видам спорта клуба за счет привлечения тренеров из ЦФКиС, но и позволит решить проблему тренеров с предоставлением им компенсации на оплату коммунальных платежей в аналогичных размерах по сравнению с педагогами в сельской местности.

В свою очередь, работа учителей физкультуры в цФКиС на начальных этапах спортподготовки может позитивно отразиться на повышении квалификации работников образования. По линии органов управления спорта учителя физкультуры смогут повысить квалификацию по видам спорта на бесплатной основе, что снизит затраты образования на повышение квалификации учителей физкультуры каждые три года.

Еще один плюс в том, что по линии образования приобретение инвентаря и оборудования будет идти только на общеобразовательные организации в сельских и малых городах до 100 тыс. жителей (школьные СК), а по линии спорта - на организации, осуществляющие спортивную подготовку (ЦФКиС). На основе соглашений между двумя ведомствами весь инвентарь можно будет использовать на благо жителей муниципалитета.

Хорошо известно, что по линии спорта существует нехватка или вообще нет движимого имущества. А правила перевозок детей с каждым годом ужесточаются. При наличии ЦФКиС и школьного спортклуба проблему транспортировки спортсменов-школьников может решить межведомственное соглашение.

Наконец, одновременное существование школьных клубов и ЦФКиС облегчает обеспечение безопасности занимающихся. Официальные межмуниципальные, краевые и выше по статусу мероприятия должны проводиться не только на включенных в реестр объектах спорта, но и имеющих паспорт и документы безопасности. При проведении официальных муниципальных мероприятия должно быть организовано взаимодействие с правоохранительными органами, которым необходимо предоставить не менее чем за 10 дней план мероприятий по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности на объекте спорта (как правило, сейчас это 45 дней предварительно и далее подтверждение за 10 дней). Однако, невыполнение условий обеспечения безопасности влечет наложения определенного рода санкций к организаторам и собственникам имущества объектов спорта, на которых проводятся мероприятия. Соответственно, в рамках взаимодействия, соревнования среди школьных спортивных клубов могут быть организованы и проведены ЦФКиС совместно со школами.

Недоступная медицина

Отдельный и очень больной вопрос - медицинское обеспечение занимающихся физкультурой и спортом. В настоящее время оно находится в неудовлетворительном состоянии в большинстве муниципалитетов.

На сегодня такое медобеспечение относится не к лечебному, а к профилактическому направлению. Еще в 2015 году его финансирование переложили на бюджеты различных уровней, отказавшись от Фонда обязательного медицинского страхования.

Современный порядок допуска к занятиям физкультурой и спортом устанавливает единые требования к медицинскому обеспечению (наличие высококлассных кадров по спортивной медицине, лицензированных медпунктов, оснащенных необходимым инвентарем и оборудованием), не учитывая целей занятий населения и уровень его подготовленности. Эти требования к медицинскому обеспечению в большей степени ориентированы на профессиональных спортсменов и являются явно избыточными! К примеру, порядок допуска к всероссийским соревнованиям и к выполнению нормативов ГТО - одинаковый!

Чтобы как-то повлиять на эту ситуацию, для начала надо внести изменения в законодательство о спорте и об охране здоровья граждан, разграничив медицинское обеспечение занимающихся физкультурой и спортом по их статусу (от новичков до мастеров спорта), а затем переходить к порядку организации оказания им медицинских услуг в зависимости от статуса.

Это, конечно, не вопрос муниципалитетов, а краевых властей и общественности. И понимание этого на региональном уровне есть. К сожалению, несмотря на то, что Минспорт и Минздрав Алтайского края, Алтайское краевое Законодательное Собрание, физкультурно-спортивные и медицинские организации региона регулярно направляют подобного рода предложения в федеральный Минздрав и Госдуму РФ, проблема так и не решается.

Пользы будет больше

Целиком поддерживаем малопопулярную идею, которая уже нашла отражение в практике европейской части России и в некоторых субъектах Сибирского федерального округа. При малочисленности объектов спорта, в большинстве своем находящихся в ведении органов управления образованием, руководители муниципалитетов разрешили допуск в спортивные сооружения населению позже времени, установленного правилами внутреннего распорядка и паспортом безопасности. Почему бы и нам не пойти по этому пути? А в крупных городских округах легализовать проведение спортивных мероприятий для взрослого населения в вечернее время, если мы заинтересованы в массовости.

И еще одно. Для достижения национальной цели в области физкультуры и спорта каждая отрасль, функционирующая в муниципалитете (образование, социальное обеспечение, транспорт, коммунальное хозяйство и др.) должна быть сама заинтересована (на муниципальном уровне ее надо поставить перед такой необходимостью) в увеличении числа своих работников, занимающихся физкультурой и спортом, а органы управления спортом и ЦФКиС будут этому способствовать (организация соревнований, ГТО и т. д.).

Выполнение установленных показателей по вовлечению в систематические занятия физической культурой и спортом населения без создания на муниципальном уровне соответствующей современным задачам структуры управления спортивной отраслью, появления спортивных организаций с новым содержанием, без межведомственного взаимодействия и заинтересованности в этом всех без исключения учреждений представляется весьма призрачным.

Иван САМСОНОВ, начальник методического отдела центра спортивной подготовки сборных команд Алтайского края.

Виталий ДВОРЯНКИН, главный редактор газеты «Алтайский спорт».

P. S. Авторы материала призывают всех заинтересованных лиц высказаться по данной проблеме в комментариях в нашей группе ВКонтакте.