«Алтайская стрела»

«Алтайская стрела» «Алтайская стрела»

Строки этих воспоминаний появились на свет в тот же день, когда Яков Грефенштейн, заслуженный путешественник России, один из самых ярких алтайских мототуристов, ушёл из жизни. На смерть друга мгновенно отозвался Виктор Пантыкин, вице-президент федерации спортивного туризма Алтайского края. 25 февраля исполнилось уже сорок дней, как Якова Ивановича с нами нет.

17 января после тяжёлой продолжительной болезни перестало биться сердце Якова Ивановича Грефенштейна (1953−2017), заслуженного путешественника России, чемпиона СССР, многократного чемпиона РСФСР по мототуризму, почётного члена барнаульского клуба автомототуристов «Горизонт», участника самых громких успехов алтайских спортсменов-туристов.

Яков увлёкся туризмом в 1980 году, работая электросварщиком на Барнаульском котельном заводе. Здесь собралась дружная команда единомышленников - романтиков дальних путешествий на мотоциклах. Скоро заводская секция стала костяком клуба автомототуристов «Горизонт». А дальше понеслось - соревнования, слёты, мотопробеги, чемпионаты, перелеты, переезды. Яков легко проходил отборы в сборную Алтайского края, сборную РСФСР и даже СССР.

Вспоминаю интересный факт. 1985-й - год 40-летия Победы. Международные соревнования мототуристов «Слёт друзей Явы» решено было провести в Праге, в день её освобождения. Началось серьёзное сито отбора. Только 10 команд от страны Советов допускались на эти соревнования. Мы, в свою очередь, отбирали в команду самых достойных. А зимой 1985-го Яков перенёс тяжёлую операцию. Под большим вопросом стало его участие. На последнем этапе подготовки мою кандидатуру на заграничную командировку «зарубил» райком КПСС. Я тут же предложил замену - Якова Грефенштейна. Он с честью справился с этой задачей. Скажу, это был не первый раз, когда он подставлял мне крепкое мужское плечо. В том же году, когда я со сборной РСФСР участвовал во II Всесоюзном слёте туристов в Западной Украине, Яша стал «временным папашей» - встречал из роддома моего сына Костю. Несколько лет мы жили в одном общежитии БКЗ, и когда мне предложили на выбор сразу три квартиры (бывало и такое в СССР!), он лично изучал варианты и советовал, куда заселиться.

Мы с ним «съели много соли» в походах, экспедициях, на соревнованиях. Вспоминается яркий случай, произошедший в Памирской экспедиции 1989 года. Подходим к очередному очень опасному и сложному участку. Уже побывал в пропасти мотоцикл Евгения Диденко, скрутило острой болью спину Андрея Смородина, а впереди коварная тропа вдоль реки Бартанг. Вынужденный день отдыха облегчения не принёс. Не поворачивать же назад! И я принимаю отчаянное решение отправить группу наиболее сильных по Бартангу, а остальных - в 800-километровый обход, через Хорог и Памирский тракт. Три дня мы двигались навстречу друг другу. Шансов встретиться было немного. Участок сложнейший, а их всего трое, во главе с Яшей. Выждав контрольный срок, взвалили на плечи рюкзаки с продуктами, пошли пешком навстречу первопроходцам. И какова была радость, когда на узком ишачьем серпантине очередного горного перевала мы встретили наших героев живых, здоровых и на мотоцикле! Сколько было потом рассказов, как они несколько дней варили мясо барана (температура закипания воды на такой высоте всего 70 градусов), как боролись с водой, тропой, голодом.

…Рассказывает Наталья Кузнецова: «1984-й год. Дебют команды Алтая в международных соревнованиях мототуристов «Слёт друзей Явы». Виктор Пантыкин ставит задачу: занять первое место в конкурсе на дальнее путешествие. Вышли из Барнаула 18 апреля. На улицах ещё снег, холодно. Яков уверенно ведёт команду через Казахстан, Тянь-Шань, всю Среднюю Азию, Каспийское море, Кавказ, Крым во Владимир.

14 тысяч километров и почти два месяца в пути. Превозмогая боль в желудке, он гнал и гнал группу вперёд, забывая об отдыхе и еде - она ему доставляла только острую боль… Но задача была выполнена - рекорд установлен…

Когда здоровье уже не позволяло Якову участвовать в тяжёлых мотопутешествиях, он активно помогал становлению юношеского отделения спортивного мототуризма «Горизонт» при краевой станции юных туристов. При его технической поддержке оживились краевые мотопробеги в честь Дня Победы. Он активно помогал юным спортсменам во время проведения соревнований, работал начальником дистанций. Часто приходил на тренировки и делился своим богатым опытом с молодёжью и даже участвовал в качестве инспектора в учебно-тренировочных походах юных мототуристов…

Виктор ПАНТЫКИН,

друг, вице-президент федерации спортивного туризма Алтайского края, мастер спорта СССР.