Команда федерации спортивного туризма Алтайского края выиграла чемпионат России в номинации «авто-мото».

Команда федерации спортивного туризма Алтайского края выиграла чемпионат России в номинации «авто-мото». Команда федерации спортивного туризма Алтайского края выиграла чемпионат России в номинации «авто-мото».

Подведены итоги чемпионата России по спортивному туризму за 2017 год. В номинации «авто-мото» первое место в абсолютном классе заняла сборная команда федерации спортивного туризма Алтайского края. Маршрут прокомментировали участники - чемпионы России.

Татьяна Астапенко, хронометрист:

- Там, где хребет Гобийский Алтай уже из последних сил тужится показать свою былую мощь, среди степей и пустынь возвышается горный массив из мрачного разрушенного камня. Имя массива Их-Богдын-нуру, а его высшая точка Тэргун-Богд тоже с претензией на значимость - 3957 метров по старым картам Генштаба. Мой опыт общения с картами США и GPS-навигаторов говорит, что старые данные грешат в минус. Так оно и оказалось. А четырёхтысячник для спортсмена и туриста - это заманчивая реперная планка.

Ну, и немного романтики: за горами Тэргун-Богд начиналась Гоби, это значит, что можно с высоты Великой Священной Горы (именно так в переводе) взглянуть в сторону обманчивого марева пустыни и поставить палатку на краю Ойкумены.

А пустыня требует к себе очень серьёзного отношения: здесь потребовались моральные и физические силы, слаженность команды, подготовленные транспортные средства. Как сказал умный человек: «В таких местах слова на губах сохнут, а глаза пьют».

Михаил Некрасов, мастер спорта:

- Массив Тэргун-Богд - не первый четырёхтысячник, который являлся целью штурм-заезда на средствах передвижения. За спиной попытки на вершины Сайр: в 2013-м - мото, в 2014-м - квадро. В обоих случаях достигнута высота 3720 м. Массив Цамбагарав в 2013-м - достигнута высота 3740 м. Эти две вершины расположены в Монгольском Алтае. В Хангайских горах Монголии в 2014 году штурм-заезд достиг отметки 3400 м. В 2013 году штурм-заезд на массив Сутай (Гобийский Алтай) закончился успехом: взята вершина 4270 м.

Конечно, не мы первые озадачились брать вершины на колёсах, но если пионеры этого движения ограничивались эпизодом, то мы уже семь лет, как ввели это в систему: прокладывать маршрут через господствующую высоту и штурмовать вершину четырёхтысячника. Даже термин уже запустили в жизнь: «штурм-заезд». А четыре тысячи метров - это наш репер, знаковое число.

Нас не смущает, что не все штурм-заезды заканчивались безоговорочной победой. Однако и в водном туризме не все реки были пройдены полностью с первой попытки. В спортивном туризме восхождения на колёсах всегда были заманчивы, потому что такие маршруты имеют протяжённые препятствия в десятки километров преимущественно высшей категории трудности.

Юлия Роор, кандидат в мастера спорта:

- Прогноз погоды был благоприятным до конца второй декады сентября. Высокогорная разведка (штурм-заезд) массива Тэргун-Богд как раз совпадала с этим периодом и подстёгивала нас успеть воспользоваться этим прогнозом. Увы, фронт погодных изменений настиг нас именно 21 сентября. Ночью поднялся штормовой ветер (по шкале Бофорта), шквальные порывы которого достигали 30 м/сек. Все признаки были налицо: автомобили ощутимо раскачивает, швыряет песок и мелкие камни, разрушен хорошо укреплённый базовый лагерь, установленный внутри П-образного укрытия из автомобилей. Остаток ночи пережидали в автомобилях. Утром ветер стих до 20 м/сек, но добавилась снежная крупа и плотная облачность. Восстановление разрушенного базового лагеря в этих условиях не представлялось возможным. Уже дома мы воспользовались ресурсом www.ventusky.com и убедились, что нас угораздило попасть в пик непогоды на высоте 3600 метров. На интерактивной карте порывы скорости ветра показаны в 114 км/час, что соответствует 31,6 м/сек. Стоит добавить, что показания наружного термометра ночью кратковременно снизились до минус 14 °C. В наш график внезапно вмешался форс-мажор, однако главное мы успели сделать: гора Тэргун-Богд достижима на колёсах и будет ждать своих спортсменов.

Максим Злобин, кандидат в мастера спорта, навигатор:

- Строго говоря, техническая сложность локальных препятствий в пустыне невысока, они все типичны и беспрерывно следуют друг за другом: плотную песчаную рябь сменяет рыхлый и вязкий «сугроб», кочкастые такыры с острыми штырями засохших корневищ, заросли саксаула, обрывистые промоины былых ручьёв, сайры с песчаными выездами… Всё это можно было бы неспешно объехать. Но в том-то и дело, что при огромных расстояниях использовать режим «не спеша» вряд ли получится. Самая большая сложность в Гоби - это визуально проложить линию движения в перспективу хотя бы за час-два до того, как экипаж упрётся в подозрительный солончак или невысокую скальную гряду, которую придётся огибать не один час. И не факт, что выбранное направление объезда гряды закончится правильным шагом в сторону нужной линии финиша. И вот здесь на помощь приходит навык работы с печатными картами - они помогают масштабно оценивать весь сегмент движения в целом. Психологически напрягает сама безжизненность пустыни от горизонта до горизонта, приходит понимание того, что здесь, в стороне от дорог, помощь ждать безнадёжно - это видно и по команде, люди серьёзны и собраны. Случись серьёзная неприятность и возникни необходимость эвакуации, это тоже сделать будет весьма непросто из-за той же труднодоступности района. Нужно общее географическое понимание рельефа местности, другими словами, нужны серьёзная подготовка, опыт и даже интуиция. Разумеется, всё вышесказанное относится только к участкам первопрохождения. Хорошо обкатанные маршруты более доступны: например, побывать в Хэрмэнцаве можно и на кроссовере… Можно, но не нужно.

Евгений Горбик, руководитель:

- Автотуристы России потихоньку привыкают, что алтайские команды традиционно забирают призовые места в соревнованиях всероссийского масштаба: наши маршруты всегда интересны и сложны, с обязательным присутствием участков первопрохождения.

Наша команда была скомплектована в основном из спортсменов клуба «Алтай 4×4». Объединение ветеранов нашей федерации с клубом «Алтай 4×4» уже не первый раз приносит чемпионские медали. В этот раз группа из восьми человек шла на треёх подготовленных машинах: ведущий экипаж Владимира Роора (NISSAN SAFARI), техпомощь во главе с Владимиром Шитиковым (FORD 350) и замыкающий экипаж Михаила Некрасова (TOYOTA LC105).

Общая протяжённость маршрута составила 5070 км, из них 3350 км пройдено по территории Монголии. Маршрут включал в себя глубокую разведку возможностей для штурм-заезда на вершину Тэргун-Богд - самого южного четырёхтысячника Монголии. В первоначальном план-графике для этого было заложено два дня, однако экстремальные погодные условия не позволили нам осуществить до конца задуманное: штормовой ветер 30 м/сек с кратковременным понижением температуры до -14°С буквально сдул нас с горы. Поэтому было принято решение ограничиться достигнутой высотой 3600 метров. Но главный вывод уже был сделан: вершина 4025 м вполне досягаема для штурм-заезда на колёсах.

Вторая часть первопрохождения - участок пустыни Гоби, о котором мы не нашли сведений. Речь идёт об огибании последних гор юго-восточного окончания хребта Монгольский Алтай - через пустыню Заалтайская Гоби или Чёрная Гоби.

И, конечно, мы традиционно посетили природные достопримечательности пустыни Гоби, роль вишенки на торте сыграли песчаные барханы Хонгорын Элс и каньон Хэрмэнцав.

Как руководитель краевой федерации я очень доволен, что ещё пять человек выполнили норматив мастера спорта России по спортивному туризму.