Королей и пешек разобрали по классам

Королей и пешек разобрали по классам Королей и пешек разобрали по классам

Первым участникам образовательного проекта «Шахматы в школе» из Алтайского края в торжественной обстановке вручили сертификаты и инвентарь

Шахматные комплекты на сумму 2 млн рублей получили представители 61 учебного учреждения из 34 муниципалитетов края. Они станут участниками начального этапа проекта. Перед новым учебным годом сертификаты и инвентарь передадут ещё в 40 школ.

Торжественная часть прошла 20 января в правительстве Алтайского края. Представители школ - как правило, это были директора - приняли сертификаты участников проекта «Шахматы в школе» из рук заместителя председателя регионального правительства Андрея Щукина, министра образования и науки Александра Жидких, начальника управления спорта и молодёжной политики Елены Лебедевой, начальника управления связи и массовых коммуникаций Максима Герасимюка, руководителя федерации шахмат Алтайского края Артёма Поломошнова. В этот же день в краевом шахматном клубе представителям школ вручили коробки с шахматными комплектами. Они включали в себя наборы шахмат, контрольные часы, демонстрационные доски с магнитными фигурами и учебно-методические пособия.

Артём ПОЛОМОШНОВ, руководитель федерации шахмат Алтайского края:

- Проект «Шахматы в школе» реализуется на территории России всего второй год по инициативе Российской шахматной федерации и при содействии Благотворительного фонда Геннадия и Елены Тимченко. В этом году как только мы увидели, что объявлен грант на участие в этом проекте, сразу же связались с управлением по спорту и молодёжной политики, с управлением по образованию (сейчас это уже министерство). Они нам оперативно помогли, собранный пакет документов удивил комиссию РШФ глубиной проработки. Алтайскому краю достался, наверное, самый большой грант, но выражен он не в деньгах. Нам выделили инвентарь для школ, мы уже приняли у себя преподавателей из Пскова, где с 2008 года внедряют шахматные уроки в общеобразовательных школах - это был пилотный проект. Они поделились опытом с нашими педагогами, обучили 95 человек методам преподавания шахмат.

Сегодня мы передаём инвентарь в школы, на места, где учеников начальных классов будут знакомить с этой игрой. Цель проекта - не вырастить шахматиста, а познакомить детей с шахматами, понятиями горизонталь - вертикаль - диагональ, дать пространственное воображение, развить логическое мышление. Это пригодится ребёнку при дальнейшем обучении.

Занятия будут бесплатными. Каждая школа должна самостоятельно решить, в каком формате их проводить: это могут быть как уроки, так и внеурочная или кружковая деятельность.

Кроме того, в рамках проекта объявлен конкурс на лучшее преподавание шахмат. В нём могут участвовать абсолютно все школы, в том числе и те, которые не заявились в проект «Шахматы в школе». Победители и призёры конкурса получат ноутбуки, шахматные наборы, а лучших преподавателей поощрят денежными премиями. Главный приз получит школа-победительница: в июне 2017 года она поедет на Черноморское побережье, где пройдёт всероссийский финал конкурса.

Два года назад Алтайский край первым в России реализовал проект «Шахматы в детские дома». В четырёх детских домах успешно преподаются шахматы. В этом году команда-победитель краевого турнира среди детских домов также поедет на Чёрное море за счёт Российской шахматной федерации.

Опыт у нас уже есть, думаю, за счёт отработанных взаимодействий с министерством образования и управлением спорта и молодёжной политики мы без труда внедрим проект «Шахматы в школе» на территории Алтайского края. Уверен, он будет реализован на высшем уровне.

По соглашению между правительством края, его профильными ведомствами, краевым шахматным клубом, региональной федерацией и образовательными учреждениями предусмотрен мониторинг. Он поможет отследить, как используется инвентарь и как проходят занятия. Мы будем получать отчётные фотографии и материалы, которые оперативно будут публиковаться на сайте краевой федерации шахмат, где создан специальный раздел «Шахматы в школе». Предусмотрена обратная связь. Этого контроля, думаю, будет достаточно.

Андрей ЩУКИН, заместитель председателя правительства Алтайского края:

- Уверен, проект «Шахматы в школе» даст результат, тем более в крае уже есть подготовленные педагоги. Шахматы - высокоинтеллектуальный вид спорта, очень полезный для учащихся начальных классов. Ненавязчиво они будут изучать эту науку, развивать умственные способности. Нет никаких сомнений, что это пригодится будущим инженерами, программистам.

Здорово, что есть стимулы - как моральные, так и материальные - для дальнейшего развития и детей, и педагогов. Полезно всё то, что отвлекает ребёнка от праздного шатания неизвестно где. Нужно загружать его той темой, которая ему интересна, которая его развивает. Шахматы, конечно же, относятся к этой категории.

Хотел бы отметить работу краевой федерации шахмат. Другим спортивным федерациям нужно брать с неё пример: заходить во все возможные федеральные и региональные программы, привлекать ресурсы. Не всегда это деньги. В случае с проектом «Шахматы в школе» мы видим, что это инвентарь. Необходимо глубоко заниматься изучением всех способов получения помощи из федерального центра для развития спорта.

Ольга КОРЕННОВА, директор средней школы № 4 города Алейска:

- Третий год в рамках федерального государственного образовательного стандарта в нашей школе работает кружок, который так и называется - «Шахматы». Придя в школу директором, я поняла, что шахматы просто необходимы нашим ученикам. Почему? Как-то я ознакомилась с данными, как шахматы влияют на интеллектуальное развитие молодёжи. Например, ученик первого-третьего класса способен одновременно держать в памяти от 30 до 45 правил. Этот и многие другие факты меня поразили, стало ясно, что шахматы могут помочь повысить качество образования. Когда на методическом совете рассматривали вопрос, сколько часов выделить на занятия, многие поначалу скептически относились к шахматному кружку. Нашли педагога - Алексея Ивановича Якушенко, он сам играет в шахматы, имеет разряд. Мы дали ему восемь часов. Одновременно психологическая служба школы начала отслеживать, как занятия шахматами влияют на детей. Буквально через год мы сделали срез между учениками, которые занимаются и не занимаются в шахматном кружке. Наблюдался явный прогресс в пользу тех ребят, которые занимаются.

Трудность была в том, как охватить игрой школьников. Шахматы требуют терпения, усидчивости. Но уже на втором году обучения мы получили результаты. Ребята стали участвовать в городских турнирах, к участию в которых мы привлекли школьников из других образовательных учреждений. С Алейским городским лицеем мы поначалу проводили школьные турниры, затем пошли дальше - начали зазывать родителей. Дали объявления, пригласили к себе тех родителей, которые умеют играть в шахматы, провели между ними турниры. У нас есть две газеты - «Маяк труда и «Алейск. Обозрение», стали в них печатать результаты соревнований. Сейчас наш кружок посещают ребята из соседних школ, где не преподают шахмат. Мы это только приветствуем: придти может любой желающий. Если говорить только про нашу школу, то поначалу на шахматы ходило 50−60 человек, сейчас - 232 ученика. Уже есть ребята, которые выполнили спортивные разряды.

Если взять опыт Псковской области, там введён региональный компонент шахмат. Мечтаю, чтобы так было и в Алтайском крае. Тогда в учебный план будут закладываться часы, которые регламентируются заработной платой для педагогов. Это будет не внеурочная деятельность, а самый настоящий урок для всех учащихся школы!

Виктор ОНОПРИЕНКО, директор кадетской школы «Барнаульский кадетский корпус»:

- Я очень рад, что в Алтайском крае появился такой проект. Он позволяет нам, получив инвентарь, ещё лучше развивать детей, ещё глубже внедрять шахматы в школах. Педагогический коллектив нашей школы поддержал участие в проекте.

В 1990-е годы был интересный опыт, когда в 85-й гимназии Барнаула существовал шахматный клуб, проводились уроки шахмат в начальных классах. Это было очень интересно, и всегда меня привлекало.

Когда мы получили отдельное здание для своей начальной школы, мы в той или иной форме, начиная с 2010 года, развивали шахматы. Теперь, добавив полученный сегодня инвентарь к тому, что уже имеем, мы сможем привлечь всех наших воспитанников к этой игре - это более 500 человек. Мы благодарны правительству Алтайского края, министерству образования, краевой шахматной федерации, которые давно нас поддерживают.

От «Алтайского спорта»

Когда нынешнее руководство краевой федерации шахмат в 2011 году взяло бразды правления в свои руки, одной из главных задач в пятилетней программе развития своего вида спорта в Алтайском крае оно считало как раз распространение шахмат в школе. В то время это казалось малореальным, но благодаря настойчивости и грамотным ходам руководителей алтайских шахмат задуманное удалось осуществить. Можно сказать, 20 января 2017 года был заложен фундамент для устойчивого развития шахмат в Алтайском крае, возвращения шахматных традиций в общую культуру жителей нашего региона.