Дмитрий Шахов: Шахматы научат школьников думать

Дмитрий Шахов: Шахматы научат школьников думать Дмитрий Шахов: Шахматы научат школьников думать

В конце ноября в Барнауле по приглашению краевой федерации шахмат находилась группа представителей федерации шахмат Псковской области, которая в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования поделилась своим опытом внедрения древней игры в школьную программу с учителями нашего региона. Возглавлял делегацию Дмитрий Шахов, председатель псковской областной федерации шахмат, член Наблюдательного совета Российской шахматной федерации. «Алтайский спорт» расспросил его, как приживался проект «Шахматы в школе» на Псковщине.

- Проект массового внедрения шахмат в школьную образовательную программу РШФ запустила два года назад, - говорит Дмитрий Шахов. — Его поддержал благотворительный Фонд Тимченко, который даёт реальные средства, чтобы он заработал. Но шахматы шагнули в псковские школы ещё до того, как появился общенациональный проект. Шахматный всеобуч ведёт свой отчёт в Псковской области с 2008 года. Проект «Шахматы в школе» придал ему второе дыхание.

Мы считаем, что лучше всего начинать обучение детей шахматам в начальной школе. В своё время определились, что это будет второй класс, и учёба будет продолжаться только год - два урока в неделю. Почему выбрали второй класс? Всё-таки в первом ребёнку необходимо привыкнуть к школе. А во втором он уже чувствует себя более уверенно, количество изучаемых предметов не так велико. В этом возрасте он более обучаем, лучше впитывает информацию, нежели в более старших классах. Да и чем старше, тем больше появляется интересов.

В начале пути мы долго дискутировали, кто же должен преподавать шахматы. Практика показала, что это должны быть школьные учителя, а не тренеры. Азам игры они вполне научат, а больше на начальном этапе и не надо. В 2008 году более 50 процентов шахматных учителей составляли у нас преподаватели начальных классов, и только 10−20 процентов - спортивные тренеры. Но постепенно число последних сократилось до минимума, всё-таки у школы есть своя специфика.

Сегодня мы охватываем шахматным всеобучем 90 процентов обучающихся. У нас 100 базовых школ. Где-то шахматы - предмет, где-то - факультатив. В составе нашей делегации приехал Юрий Богашёв, директор гимназии псковского города Опочка, который был одним из первых учителей шахматного всеобуча. Однажды он попросил психолога оценить состояние ребёнка до начала годичного обучения шахматам и после. По многим показателям дети, занимавшиеся шахматами, оказались выше в своём развитии, чем их сверстники, которые на шахматные уроки не ходили.

- Многие ли дети после второго класса захотели в дальнейшем продолжить занятия шахматами на более серьёзной основе?

- Цель шахматного всеобуча - не подготовить спортсмена-разрядника, а научить ребёнка думать, логически размышлять, просчитывать ходы вперёд. Но для того, чтобы мальчик или девочка, получившие азы шахматного искусства и заинтересовавшиеся игрой, могли совершенствоваться в ней дальше, в каждом муниципальном образовании был открыт филиал областного Центра спортивной подготовки. После внедрения шахматного всеобуча в Псковской области количество желающих участвовать в областных детских шахматных соревнованиях увеличилось на треть.

Кроме теоретических знаний, дети согласно нашей программе получали возможность участвовать в таких спортивных внутришкольных состязаниях, как чемпион класса, чемпион школы. Это, конечно, подстёгивало соревновательный дух, желание совершенствоваться в игре. По количеству детей, желающих заниматься в спортшколах тем или иным видом спорта, шахматы в Псковской области уступают сейчас, наверное, только футболу.

Мы учредили областной День шахмат, который проводится каждый год в октябре. Он наполнен турнирами, театрализованными представлениями, торжественными линейками. А главная его изюминка в том, что к детям приходят играть в шахматы самые известные в области люди.

Когда родители меня спрашивают, зачем нужны шахматы в школе, я отвечаю: «Если хотите, чтобы ваши дети были в жизни успешными, шахматы в этом - большая подмога».

- Какие условия необходимы, чтобы проект «Шахматы в школе» и в Алтайском крае стал успешным?

- Внедрять шахматный всеобуч в Псковской области мы начали с того, что губернатором было принято решение о выделении целевой субвенции на его проведение. Это я к тому, что без поддержки региональных, муниципальных властей любая программа будет холостым выстрелом. С другой стороны, должна быть система при реализации проекта. Тот же учитель начальной школы, взявшийся учить детей шахматам, не должен оставаться один на один со своими проблемами. Необходимо кураторство со стороны спортивных школ, где культивируются шахматы, которые могли бы дать педагогу ответы на вопросы, которые могут у него возникнуть. Должна быть централизованная система подготовки учителей. Одни уходят, другие приходят - их надо учить. Надо, чтобы шахматы вошли в школу на законодательной основе, что позволит их сделать настоящим уроком.

По долгу службы я пять лет часто присутствовал на комиссии по делам несовершеннолетних, и честно скажу: мне как руководителю региональной федерации шахмат было очень приятно, что ни один из юных шахматистов на них не разбирался. Наши ребята не попадали в категорию детей, у которых проблемы с поведением или того серьёзнее - с законом.

Подготовил Виталий ДВОРЯНКИН.

О начале работы в Алтайском крае программы РШФ «Шахматы в школе» смотрите здесь.

Справка

ШАХОВ Дмитрий Владимирович. Председатель федерации шахмат Псковской области, член Наблюдательного совета РШФ. Родился 26 марта 1968 года в Москве, обучался в Московском инженерно-физическом институте (1985−1988), окончил Государственную академию управления по специальности «инженер-экономист по организации управления» (1992), Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «юриспруденция» (2000); в 1990—1993 годах - депутат Моссовета, заместитель председателя комиссии по бюджетно-финансовой политике Москвы; в 1994—1996 годах - помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ; с 2002 по 2009 годы - заместитель губернатора Псковской области; в 2010—2015 годах - уполномоченный по правам ребёнка в Псковской области. С 28 апреля 2015 года - уполномоченным по правам человека в Псковской области.