Барнаульские воздухоплаватели впервые пролетели над Алтайским краем почти сто километров

Фото предоставлено Иваном Ярцевым
Фото предоставлено Иваном Ярцевым

Иван и Наталья Ярцевы на свободном аэростате преодолели 93 километра над лесом, пролетев из Калманского в Зональный район. К этому путешествию, подобных которому на Алтае раньше не было, они готовились несколько месяцев.

Идеальный ветер

Впервые о своей идее воздухоплаватель Иван Ярцев сообщил ещё в конце декабря 2023 года.

— В европейской части России длительные перелёты наши коллеги совершают регулярно. У нас же о таком я ещё не слышал — ни в Алтайском крае, ни в Сибири, — говорит Иван.

Участок подбирали так, чтобы было удобно добраться к месту старта, а потом машина подбора оперативно могла бы забрать воздухоплавателей и аэростат в точке посадки. Вернуться на воздушном шаре в то же место, откуда взлетели, практически нереально — как говорит Иван, за его 12-летнюю практику он такое смог совершить лишь дважды.

В итоге решили стартовать из хорошо знакомого воздухоплавателям Калманского района, где они летают чаще всего, в сторону Бийска над Обью и лесом. Осталось лишь дождаться подходящей погоды. Идеальный ветер для воздухоплавания — четыре-пять метров в секунду. Штиль — плохо, более сильный — опасно. И на это ожидание ушло три месяца. Дело в том, что шар поднимается в небо за счёт тёплого воздуха, подогреваемого газовой горелкой. Руля у него нет, пилот находит нужное направление воздушного потока, меняя высоту. Но иной раз можно и на километр-полтора подняться в небо, а ветер в одном направлении.

— Для такого полёта нам надо такие условия, чтобы наверху скорость была хорошей, внизу потише, и в идеале — ветер восточного направления. У нас же в основном они либо северные, либо южные, а с ним по выбранному нами пути не полетишь, — объясняет Ярцев.

Старт намечали дважды, и оба раза отменяли. Третью попытку наметили на 13 марта, но, как говорит Иван, не было уверенности, что всё получится и в этот раз.

— По прогнозам ветер у земли должен был стихнуть к обеду, наверху чуть позже. По факту у земли ветер сохранился, взлетали мы со сложностями. Наверху он был чуть быстрее, чем мы рассчитывали, но зато чёткого направления, которое нам и было нужно, — рассказывает Иван.

Кстати, такие длительные полёты на свободном аэростате возможны только зимой — летом на это есть только пару часов после восхода солнца и столько же до заката. Днём оно прогревает воздушные потоки так, что шар становится неуправляемым.

Без риска

Стартовав возле села Усть-Алейка, через 4 часа 34 минуты Иван и Наталья аккуратно сели недалеко от села Восход Зонального района. Большая часть полёта прошла на максимально разрешённой высоте 1800 метров над облаками, которые были ниже на 600, а то и больше метров. Скучать на маршруте не приходилось — надо успевать следить за приборами, менять газовые баллоны, вести фото и видеозапись. Кстати, на высоте в этот день было теплее, чем на земле, так что экипаж замёрзнуть не успел.

— Летели мы стабильно, что очень порадовало. Места там такие, что если приземлишься посреди леса, будет оттуда пешком выбираться неделю, — улыбается Иван. — У нас был план на случай нештатной ситуации, если бы поменялось направление ветра или его скорость, пришлось бы, скорее всего, где-то садиться и дожидаться снегохода. Но мы прошли чётко намеченным курсом.

После пары часов полёта воздухоплаватели, как рассказывает Иван, снизились — хотелось увидеть диких животных, но увы: следов полно, особенно у речных проталин, но внизу так никто и не показался. Возможно, отпугнула местных обитателей газовая горелка, работающая достаточно шумно.

В общей сложности воздухоплаватели преодолели 93 километра, для сравнения, до этого максимум пролетали 25. На путешествие у них ушло 3,5 баллона с газом по 43 литра в каждом — брали с собой при этом шесть. А ещё в корзине из оборудования высотомер, рация, ноутбук с навигацией и дублирующий его планшет на случай, если что-то откажет, но техника тоже справилась с задачей.

— Лес мы пролетели часа за три, остальное время летели уже через населённые пункты и над Уткульским озером до бийской трассы — расстояние небольшое, но и скорость у нас уже была маленькая. Теоретически могли пройти ещё дальше, если бы не снизились, запас топлива это позволял — к тому же, если на первом баллоне летели час, на втором уже на 15 минут больше, а на третьем — полтора часа. Это связано с тем, что вес корзины уменьшается. Но свою задачу мы выполнили, а как дальше с дорогами и где нас сможет забрать машина, было не совсем понятно, решили не рисковать, — объясняет Иван.

Новый рекорд

Иван и Наталья Ярцевы увлеклись воздухоплаванием много лет назад, поднявшись пассажирами в корзине в Омске. Потом Иван сам прошёл обучение на право управлять аэростатом в Великих Луках, позже удостоверение пилота получила и супруга. Заказали шар, сейчас у Ярцевых их два, стали летать над краем сами и заниматься коммерческими полётами — полёты на шарах пользуются спросом на годовщинах свадеб, корпоративных мероприятиях, рады воздухоплавателям и в туристических местах. В Барнауле их можно увидеть в районе рынка ВДНХ — там они устраивают так называемые привязные подъёмы, когда шар поднимается на несколько метров и возвращается в ту же точку.

В прошлом году Ярцевы занялись и спортивным воздухоплаванием, заняв шестое место в открытом чемпионате Тульской области. Думали ещё и о чемпионате России, но не сложилось. В этом году Иван и Наталья снова планируют поехать в Тулу. Ярцевы создали в крае федерацию воздухоплавания, правда, таких активных последователей у них в регионе больше нет.

А ещё Иван Ярцев подумывает о более длительном перелёте. Улыбается, что за четыре с половиной часа Фёдором Конюховым почувствовать себя не успел, надо больше. Теперь хочет организовать полёт с привлечением воздухоплавателей из Кемеровской и Томской областей, возможно, он даже будет межрегиональным, километров на 300.

Добавим, что оболочка шара выполнена из специального материала — тафетта, он пропитан особым силиконом для уменьшения пропускной способности воздуха. Корзина изготовлена из ротанга. Вес собранного аэростата — 270 килограммов. В собранном виде он умещается в обычный автоприцеп. Чтобы привести снаряжение в боевую готовность, нужно минут 20.

Ярослав Махначёв, «Вечерний Барнаул»