Не слыть, а быть!

Не слыть, а быть! Не слыть, а быть!

Этого девиза мастер фехтования Александра Кузмина придерживается всю жизнь

В краевом музее спорта есть стенд спортивных достижений алтайских фехтовальщиков, и на самом его верху, в числе пионеров этого мужественного вида спорта - Александра Кузмина, первый мастер спорта СССР по фехтованию среди женщин в Алтайском крае.

Шура Бабёнышева, так ее все звали и знали до замужества, из первого набора алтайских «мушкетеров» Владимира Феоктистова. Рапиру она взяла в свои руки почти 50 лет назад. Студентка пединститута и едва ли не самый молодой мастер спорта в крае, Александра стеснялась носить значок мастера, хотя декан кафедры физвоспитания Владимир Усенко и настаивал. Не хотела и не терпела завистливых глаз, считала: кому надо, тот знает.

Плоды труда

Со временем она стала верным и надёжным помощником Феоктистова на нелегком тренерском поприще. Среди её воспитанниц не один десяток ярких спортсменов. Надежда Чистякова участвовала в пяти юношеских и юниорских первенствах мира и в 1996 году в Бельгии завоевала бронзовую медаль в личных соревнованиях. Дважды участвовала в юниорских первенствах мира дочь Александры Леонидовны - Анастасия Кузмина. В 1991 году в составе юниорской сборной СССР в Стамбуле она стала обладательницей серебряной медали.

С тех пор столько воды утекло! Александра Леонидовна подготовила ещё ряд великолепных рапиристок, кандидатов в юношеские и юниорские сборные страны - Викторию Шумских, Наталью Птахину, Елену Прошкину, Елену Штокало, Ольгу Кузмину, Аллу Толочко, Оксану Ефремову. Все они мастера спорта.

Анастасия и Ольга Кузмины - дочери Александры Леонидовны, сейчас живут в Новосибирске и тоже растят здоровое спортивное поколение. У Александры Кузминой четверо внуков, трое из которых занимаются спортом. Старшая внучка София Позднякова - дочь Анастасии и Станислава Позднякова, четырехкратного олимпийского чемпиона, в минувшем году выиграла все российские турниры по своему возрасту и вошла в состав юношеской сборной России до 17 лет по фехтованию, хотя ей еще только пятнадцать. Она уже заявлена для участия в юношеском первенстве мира 2012 года в Москве.

Анна Позднякова - родная сестра Софии - занимается баскетболом. Тимофей - их двоюродный брат - увлечён футболом. Все трое прекрасно плавают. Будет заниматься спортом, уверена Александра Леонидовна, и её младшая внучка Антонина, хотя ей нет ещё и года.

Тренер от Бога

- Александра Леонидовна, для нас, мальчишек и девчонок 1960-х, фехтование казалось экзотическим видом спорта. Как вас-то занесло в «мушкетеры»?

- Думаю, что случайным это в моей судьбе не могло быть. В 1963 году в Барнаул приехал из Смоленска Владимир Валерианович Феоктистов со своей идеей - создать алтайскую школу фехтования. Помещения для неё ещё не было, и он проводил тренировочные занятия в вестибюле политехнического института, где на кафедре механики работал преподавателем мой отец Леонид Фёдорович Бабёнышев. Отцу понравилось профессиональное отношение к своим обязанностям молодого тогда ещё тренера Феоктистова, и он привёл меня к нему на занятия. По нынешним меркам я попала в настоящую спортивную школу очень поздно - в 14 лет. До этого я попыталась заниматься конькобежным спор­том. Тренер нас собрал на первую тренировку, но сам так и не пришёл. Это было первым детским разочарованием.

- А чем вас зацепил Феоктистов?

- У него был индивидуальный подход к каждому ребёнку. Не секрет, что у кого-то больше способностей, а у кого-то меньше. Он для всех находил время и готов был заниматься в зале сутками. До сих пор мы, уже много чего повидавшие на своём веку тренеры, удивляемся, как ему удалось в одиночку на голом месте всё это создать: и школу, и тренерские кадры сразу по трём видам фехтования. Ему ведь не с кем было даже посоветоваться! Это уже сейчас появилась специализация: есть тренеры по сабле, по шпаге, по рапире. Кто-то занимается с мальчишками, кто-то с девчонками. А он был один - во всех лицах!

- Почему именно из его первого набора выросла целая плеяда известных теперь тренеров по фехтованию?

- Думаю, он интуитивно готовил себе помощников. Владимир Валерианович сумел передать такие мощные знания, такую сумасшедшую энергетику, так увлечь своих воспитанников любимым видом спорта, что никто и не сомневался в дальнейшем выборе профессии. Многие его ученики из первого набора стали замечательными тренерами: Анатолий Коноплёв, Геннадий Панькин, Юрий Бабин, Сергей Говоров, Алексей Вялков, Сергей Черкасов, Сергей Резниченко, Владимир Казанцев. Много лет отдали тренерской работе и более поздние воспитанники Феоктистова - Евгений Вавилов, Сергей Хохлов, Евгения Кобзева, Юрий Теселкин, Алексей Фицев и другие.

- А как Феоктистов составлял календарный план соревнований, в которых должны были участвовать его команды в разных городах?

- Это удивительно до сих пор, но он тащил этот воз безропотно. Но когда уже действительно стало невмоготу, так как одним нужно ехать на турниры в Омск или Новосибирск, а другим в Ташкент или Алма-Ату, он пригласил себе помощников, так как свои ещё не подросли. В Барнаул работать со шпажистами и саблистами приехали его друзья: из Новосибирска - Пётр Слепцов, а из Омска - Борис Рюмин. Сам же Владимир Феоктистов стал специализироваться на рапире, тогда ещё только женском виде фехтования. Рапира - оружие более лёгкое, требует своеобразной техники.

- Чем Владимир Валерианович отличался от других тренеров?

- Он был трудоголиком и до последнего дыхания оставался предан фехтованию. Феоктистов не сомневался: огромная работа неизбежно даст результат.

- Однако есть тренеры, бывшие классные спортсмены, которые могут научить своих воспитанников таким фирменным приёмам, что никакой трудоголик с ними не справится…

- Если бы всё было так, как вы говорите, то на тренерскую работу нужно было бы брать только чемпионов. На практике происходит чуть ли не наоборот. Бывшие великие спортсмены очень сложно адаптируются к повседневной тренировочной работе с малышами, и, как правило, им не хватает терпения ждать результатов своего труда, эмоции и амбиции подтачивают нервную систему, и как итог - горькое разочарование от собственной несостоятельности. Таких примеров сколько угодно. А ничем не примечательный в прошлом спортсмен находит верные педагогические подходы к своим воспитанникам, правильно ставит технику, увлекает ребят своей преданностью спорту. И, как правило, ученик идёт гораздо дальше учителя.

Списывать не торопитесь

- Каков период адаптации новичков, когда тренер понимает: этот ребёнок уйдёт, а этот прирос к фехтованию надолго?

- Бывает, что новичок с первых занятий схватывает всё на лету, как будто родился фехтовальщиком, но это ровным счётом ничего не значит. Он пять лет лучше всех, а на шестой просто бросает всё и уходит. Поэтому труд тренера очень кропотливый, не каждому дано подготовить ребёнка до зрелого мастера, а тем более сборника. На это уходят годы жизни - и тренера, и его воспитанника. Бывает, что вроде и корявый, и неспособный, но ходит на тренировки, работает, как все, а однажды выиграет какой-нибудь турнир, затем - другой, и пошло у него, пошло…

- Тренер сразу видит способного ученика. Должен ли он уделять ему больше внимания на тренировках?

- Никто сейчас не даст гарантии, что такой ученик - будущий чемпион. Поэтому я работаю одинаково со всеми, чтобы никого не пропустить - это же золотые песчинки! Среди них могут быть не только хорошие спортсмены, но и незаурядные в будущем личности.

- А такие случаи были?

- Владимир Казанцев стал профессором, доцентом Академии экономики и права. Сергей Резниченко - профессором, доцентом кафедры физвоспитания Алтайского технического университета. Они только из первого набора Владимира Феоктистова.

- На ваш взгляд, за счёт чего формируется личность?

- Здесь много факторов, но основные, конечно, воспитание, постоянное самообразование и характер. Без последнего спортсмен будет всегда на подхвате, и серьёзное что-то выиграть у него не получится.

Главное - мысль

- По каким признакам всё-таки можно определить будущего чемпиона?

- Скажу так, лакомым «полуфабрикатом» для тренера в любом виде спорта будет подвижный ребёнок с хорошей координацией движений, быстрой реакцией и быстрым соображением, которым обычно отличаются игровики. Последнее качество для фехтования очень важно.

- Что вы посоветуете фехтовальщику в свободное от тренировок время, чтобы развиваться гармонично?

- Заниматься плаванием и шахматами, футболом и волейболом, зимой - коньками и лыжами. Не нужно скептически относиться к шахматам - они очень хорошо развивают мышление, дают определённый склад ума, который помогает великолепно считать варианты ходов. Сейчас их польза общепризнанна, шахматы даже хотят ввести в школьную программу.

Тренер больше, чем тренер

- Как удалось Феоктистову - первому вашему тренеру - обратить в свою веру столько разных людей и создать такую фехтовальную школу, как «Звенящие клинки»?

- У нас не было ни опозданий, ни пропусков тренировок, никто за спиной у тренера не сачковал, потому что все понимали - куда и к кому пришли на занятия. Мы с ним на лыжах ходили, на каток и в походы. Фактически жили одной семьёй, и всё это, конечно, сильно сближало.

- Родители детей в то время были другими?

- Каждое десятилетие очень сильно меняет людей. Сейчас для родителей главным является учёба их ребенка, а на его физическое воспитание многие не обращают никакого внимания. Дети часами сидят за партами в школе, затем дома у компьютеров. Не играют во дворах, не занимаются нигде. Те ребятишки, что всё-таки приходят в спортивные секции, выглядят очень слабыми. И каждое следующее поколение слабее предыдущего. Выбирать не приходится - работаем со всеми.

- А чем дети отличаются при наборе в секцию друг от друга?

- Раньше все жили примерно одинаково и физически ничем друг от друга не отличались. Сейчас очень большой разрыв в благосостоянии семей. Одни, бывает, кожа да кости, а другие явно страдают от ожирения. Но всех их объединяет, как я уже говорила, слабая физическая развитость. По моим наблюдениям, родители мало сейчас занимаются своими детьми.

- Зато тренерам, чтобы привлечь в секцию способных ребят, требуется гораздо больше усилий, чем прежде.

- Да, увлечений у детей стало больше. Тренеру нужно сильно напрячься, чтобы завлечь ребёнка именно в свой вид спорта и чтобы он обязательно в нём остался. Во всех видах спорта сейчас главная проблема - набор детей.

- Некоторые тренеры уже по садикам ходят, чтобы хоть кого-то выбрать для себя, а то в школах уже никого не достанется…

- Я одобряю раннюю специализацию: чем раньше ребёнок попадет в руки специалиста, тем больше он знаний получит.

- А к семнадцати годам не надоест ему заниматься спортом?

- Такая опасность всегда существовала, так как азарт с годами, конечно, убывает. Но на то и тренер существует, чтобы интерес этот поддерживать разнообразными подходами к тренировкам и ученику.

- Как занять ребёнка в каникулярное время?

- Один месяц летом мы все выезжаем в спортивный лагерь, а затем дети отдыхают уже с родителями. Очень сложно удержать в секции девочек, так как конкурирующих с нами видов спорта, где бы они могли заниматься, очень много - спортивная гимнастика, художественная, фигурное катание, бальные танцы, плавание и даже женский футбол уже появился. Поэтому в спортивном лагере мы очень стараемся заинтересовать детей и после зарядки и тренировки проводим соревнования по различным видам спорта, устраиваем викторины, игры в индейцев, походы. Принцип один - ребёнок все время должен быть занят, и ему при этом не должно быть скучно, он должен гармонично развиваться.

Хороший фундамент

- Что сдерживает развитие фехтования в Алтайском крае помимо трудностей с набором?

- Все тренерские кадры находятся в Барнауле, отсюда и проблема. У нас нет филиалов фехтовальной школы в других городах, не говоря уже о сельских районах. В 1998 году в связи с дефолтом наша школа оказалась на грани закрытия. Феоктистов нашёл выход в том, что хотя бы сохранил тренерские кадры по сабле. Другие виды фехтования оказались в худшем положении, а некоторые вообще исчезли. И только сейчас мы решили восстановить все виды: саблю (мужскую и женскую), шпагу (мужскую и женскую) и рапиру (мужскую и женскую). Все шесть видов. Проблемы в связи с этим тоже есть: молодые специалисты идут на тренерскую работу неохотно из-за низкой оплаты труда.

- Сложно было воспитывать спортсменов из своих дочерей?

- Они жили в спортивной семье. Муж Борис увлекался баскетболом, а работал детским врачом. Оба мы считали, что дети обязательно должны заниматься спортом. Так и случилось - они пошли по моим стопам. Анастасия входила в состав юниорской сборной СССР по фехтованию, Ольга была кандидатом в сборную. Обе стали мастерами спорта.

- Если сравнить возможности подготовки классных спортсменов, то когда было больше для этого возможностей?

- В СССР было множество серьёзных турниров по всей стране. Календарный план соревнований был очень насыщенным, поэтому и одарённые спортсмены раскрывались раньше и вырастали в настоящих звёзд. В Средней Азии были крупнейшие турниры в республиканских столицах - Ташкенте, Алма-Ате, Фрунзе, не говоря уже о других республиках СССР. Нынешние преимущества - в современной качественной экипировке.

- Происходит ли эволюция в вашем виде спорта?

- Как и в любом виде спорта, такие процессы идут, и связаны они прежде всего с генетикой и правильным отбором новичков. Сейчас очень успешно фехтует моя внучка София, которая выигрывает турнир за турниром и в техническом плане растёт семимильными шагами. Она фехтовальщица уже в третьем поколении. Определённая генетическая основа, естественно, в ней присутствует. Внешне София похожа на свою мать Анастасию, а по характеру вся в отца - четырёхкратного олимпийского чемпиона Станислава Позднякова. Когда ей подружки говорят: «Пойдём после тренировки куда-нибудь сходим», она говорит: «Нет, я лучше пресс покачаю». В этом весь её бойцовский характер. Сейчас она готовится к юношескому первенству Европы в Хорватии и первенству мира в Москве. Кто-то может сказать: «Конечно, папа у неё - Станислав Алексеевич Поздняков, первый вице-президент Европейской федерации фехтования и главный государственный тренер сборных России, посодействовал…». Но кто увидит её в бою, тот всё сразу поймёт. Я обязательно полечу в Москву на юношеский чемпионат мира. Мне в первую очередь как тренеру важно будет увидеть мировой форум, ну и внучку, конечно, посмотреть, поболеть за неё.

- Как в настоящее время выглядит алтайская школа фехтования на общем российском фоне?

- Особенности есть у каждой школы. Нашу отличает высокая техническая подготовка спортсменов, грамотно построенный учебно-тренировочный процесс. Все это произошло благодаря тренерской и педагогической работе её родоначальника - Владимира Валериановича Феоктистова. Классическая стойка, защита, а затем уже в бой! Именно с этого начинал Феоктистов. Затем в России были попытки всё это перевернуть и уйти от старого к новому: сначала при начальной подготовке отправляли в бой, а затем уже переходили к классическому обучению. В настоящее время передовые российские школы фехтования пришли к выводу, что изобретать велосипед было напрасно, и все вернулись к классическому обучению, что преподавал Феоктистов.

- Не хватает сейчас алтайскому фехтованию Владимира Феоктистова?

- Заметно не хватает, таких много не бывает. Это люди, сплачивающие вокруг себя, создающие своеобразную ауру для созидания. Как мой зять Станислав Алексеевич говорит: «Он был, а не слыл».

Валерий ЛЯМКИН,

«Алтайский спорт», 23.02.2012.