Сказки ферзей и слонов

Сказки ферзей и слонов Сказки ферзей и слонов

Почему в компьютерный век многие дети играют в шахматы

На прошлой неделе в Алтайском крае подвели итоги первого этапа проекта «Шахматы в школах», который ре­ализуется Российской шахматной федерацией при под­держке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Все призовые места конкурса на лучшую ор­ганизацию работы по преподаванию шахматных азов до­стались селянам. Педагоги из Панкрушихинского, Таль­менского и Новичихинского районов получили денежные премии, и ноутбуки, и ценные подарки для своих школ.

На церемонии награждения были руководитель проек­та «Шахматы в школах», заместитель генерального ди­ректора Фонда Тимченко Игорь Барадачев и руководи­тель социальных проектов Российской шахматной феде­рации (РШФ) Наталья Время. В беседе с корреспонден­том «РГ» помимо столичных гостей участвовал и Артём Поломошнов, президент Федерации шахмат Алтайского края, член Наблюдательного совета РШФ.

Сельские школьники часто активнее городских

- Игорь Иванович, как продвигается «шахматиза­ция» российских школ?

Игорь Барадачев: - Из­начально, в 2014 году, нами был выбран всего один реги­он - Псковская область, в ко­торой шахматную федера­цию возглавляет очень ак­тивный, неравнодушный че­ловек. Начиная проект, мы искали ответы на многие во­просы: как доказать школам полезность шахмат, как ув­лечь детей, как объяснить родителям правильность выбора? В 2015 году в про­ект вошло Забайкалье. А к нам всё активнее стали об­ращаться из других регио­нов - учителя, шахматные федерации, местные мини­стерства образования: «Хо­тим, как во Пскове». В кон­це концов, было решено ор­ганизовать конкурс. Желаю­щим предложили написать, как они видят преподавание шахмат в начальной шко­ле. Среди десяти получен­ных заявок одна поступила из Барнаула. Она была ка­чественно подготовленной и логично выстроенной. Так Алтайский край наряду с Республикой Ингушетия, Крас­нодарским краем, Москов­ской и Новосибирской об­ластями попал в число пяти регионов-победителей. Про­грамма заработала в этих регионах в 2016—2017 учеб­ном году.

На Алтае идея шахматно­го обучения внедряется в 61 школе. Они расположены на территории 34 муниципали­тетов. Для школ был приоб­ретён шахматный инвентарь и учебно-методическая ли­тература. Мы не настаивали на какой-то одной методике обучения. Шахматное обра­зование в России не являет­ся обязательным, многое за­висит от личной инициативы учителей и директоров школ. На Алтае преподавать шах­матные азы второклассни­кам взялись 95 учителей, и обучили они, по нашим под­счётам, порядка 2400 детей. Для первого года неплохой результат.

- Алтай - регион аграр­ный по своей сути. Тем не менее вас не удивило, что все награды достались сельским школам?

И.Б.: - Нет, потому что в разных проектах Фонда Тим­ченко сельские школьники активнее городских. Навер­ное, это связано с тем, что у них меньше возможностей для развития и самореали­зации, и как только в дерев­не появляется активный ор­ганизатор, детвора к нему тя­нется. В Харбин на россий­ско-китайский «Матч друж­бы» поехали две девочки, победившие на Всероссий­ском первенстве по шахма­там среди учеников сель­ских школ. Они проявили по­вышенную ответственность и выступили ничуть не хуже питерских и московских свер­стников.

«Матч дружбы» в Барнауле? Почему нет!

- А что это за «матчи дружбы» с китайцами?

И.Б.: - Идея родилась че­тыре года назад. Есть мас­совые детские соревнова­ния «Белая ладья», «Золо­тая шайба», «Кожаный мяч». Они родились ещё в совет­ское время, были очень по­пулярными, но в девяностые годы многое подрастеряли. Фонд Тимченко решил вло­житься в возрождение двух брендов - шахматной «Бе­лой ладьи» и хоккейной «Золотой шайбы». Сейчас в «Белой ладье» участвуют все регионы России. К тому же она превращается в ста­тусное международное ме­роприятие. В финале турни­ра участвуют наши друзья из стран ближнего зарубежья, а также Китай, Израиль, Мон­голия, Англия, Латвия, Болга­рия, Румыния, Индия.

Мы предложили следу­ющую форму поощрения для наших детей за победу в «Белой ладье»: Фонд под­держивает участие детей в крупном международном турнире. Мы его проводим совместно с китайской шах­матной ассоциацией. Если много лет проходят взрос­лые шахматные матчи «Рос­сия - Китай», то почему бы этого не сделать на детском уровне? «Матчи дружбы» состоялись в Пекине, Шан­хае, Петропавловске-Кам­чатском и Харбине. Следу­ющий матч пройдёт в Рос­сии в 2018 году и, возможно, такой матч пройдёт в Сиби­ри, не исключено, что в Ал­тайском крае.

- Отличная идея! Какой сейчас счёт встреч?

И.Б.: - Пока побеждает дружба - 2:2. Россияне вы­играли в Шанхае и на Кам­чатке. Для детей и родите­лей такие мероприятия ста­новятся большим событием. В Петропавловске-Камчат­ском был фурор, когда прие­хала четырёхкратная чемпи­онка мира среди женщин Хоу Ифань. Китаянка давала се­анс одновременной игры, и один из участников «Белой ладьи», 12-летний мальчик из Санкт-Петербурга, побе­дил мировую знаменитость.

Наталья Время: - К этим матчам мы стараемся при­влекать шахматных звёзд первой величины. Три года подряд на них присутство­вала именно Хоу Ифань. И питерский паренёк, выиграв­ший у неё, после этого собы­тия стал резко прогрессиро­вать, попал в состав сбор­ной России в своей возраст­ной категории, стал призё­ром международных сорев­нований.

Вечные козыри древней игры

- Что оказалось самым сложным в процессе вне­дрения шахмат в школы?

И.Б.: - Сделать удачное учебно-методическое посо­бие и найти активистов-ор­ганизаторов на местах. Най­ти тех правильных людей в местных шахматных феде­рациях, которые бы продви­гали проект, находили об­щий язык с разными струк­турами. Сейчас у нас тоже непростой момент - мы до­вольно серьёзно относимся к качеству реализации про­екта и пока не всех подряд приглашаем в наш проект, а только наиболее активных и инициативных. Приходится говорить нет некоторым за­интересованным людям.

- А что принесло пози­тивные эмоции?

И.Б.: - Я очень обрадо­вался, увидев шахматистов-малышей из различных реги­онов России на соревновани­ях в Сочи по итогам проекта, который реализовывался в 2016—2017 годах. Второе ме­сто в них заняли ваши сосе­ди - новосибирская команда, уступив лишь соперникам из Псковской области.

Н.В.: - Запомнился Об­ластной день детских шах­мат в Пскове, который учи­теля организовывают там с неподдельным энтузиазмом.

- Почему в эру засилия гаджетов и компьютерных игр древние шахматы продолжают привлекать де­тей?

И.Б.: - Первое: шахма­ты дают возможность об­щения с живым человеком, а не с безликим компьюте­ром. Второе: для челове­ка очень важны тактильные ощущения - возможность трогать фигуры, перестав­лять их, снимать. Это не по клавишам стучать. Во­обще, в наш компьютерный век старинные и традицион­ные настольные игры попу­лярности не теряют. В Ки­тае, где уже открыты клини­ки для гаджетозависимых, у огромного количества детей безумно популярны и шах­маты, и го, и сянци (их ещё называют китайским шахма­тами).

Н.В.: - Я бы на первое место поставила фактор игры. Это взрослые понима­ют, что шахматы развивают логическое мышление, па­мять, в целом способству­ют интеллектуальному раз­витию, но дети-то всегда лю­били играть. И шахматы для них прежде всего игровой процесс. Во-вторых, шах­маты - очень справедли­вая игра с прозрачными ме­ханизмами оценки успеха, присвоения победы или по­ражения, в отличие от мно­гих других занятий и видов спорта. А у ребёнка чувство справедливости всегда обострено. В-третьих, шахматы - традиция, которая переда­ётся из поколения в поколе­ние. В Китае нам говорили: «Наших детей, как и у вас, к шахматам приучают дедуш­ки, бабушки и другие род­ственники».

Артём Поломошнов: - Сошлюсь на пример своих дочерей. Шахматы для де­тей - как конструктор. Там разные детальки, а здесь разные фигурки. И в шах­матах всё зависит от само­го ребёнка. Важно, чтобы на первом этапе знакомства ребёнка с шахматами был человек, умеющий ув­лечь игрой. В Барнауле есть замечательный детский тре­нер Юрий Елькин, его клуб «Шахматная сказка» в 85-й гимназии добился огромных спортивных успехов и, дей­ствительно, был шахматным центром притяжения гимна­зии. Очень многие бывшие ученики (моего возраста) до сих пор с теплотой вспоми­нают этого педагога. Далеко не все они стали шахмати­стами, но с удовольствием познакомились с шахмата­ми. А сегодня этот волшеб­ник преподаёт в Гуляевской гимназии Барнаула. Жаль, что таких сказочников очень мало. Почему мы в програм­ме «Шахматы в школах» де­лаем ставку на учителей начальных классов? Они должны знать, как сотворить для детей сказку. А уж если ребёнок влюбится в эту игру, тогда нужен будет другой на­ставник, умеющий работать на результат.

Китайские дети могут позавидовать российским

- Как будет дальше раз­виваться программа «Шах­маты в школах»?

И.Б.: - Мы сегодня об этом в разных аудиториях вели дискуссии. Нужно ли гнаться за количеством «шахматных» школ? Нужно ли форсировать лицензирование учебника, который пока является экспери­ментальным? Программа точ­но будет развиваться дальше, в том числе в Алтайском крае. Будем совместными усилиями делать так, чтобы шахматы не теряли своей по­пулярности и все желающие дети имели возможность зани­маться этой древней игрой не­зависимо от своего места про­живания.

Н.В.: - Для участников проекта «Шахматы в шко­лах» под эгидой РШФ бу­дет выпущен УМК «Шахмат­ная школа» второго года об­учения. Учебно-методиче­ский комплекс был необхо­дим, поскольку до него име­лось шахматное пособие, вы­пущенное под грифом Мино­бразования в начале девяно­стых годов. За этот срок из­менились и сами дети, и образовательные стандарты. О новом учебнике первыми за­говорили псковские учителя.

И.Б.: - Мы стали смотреть, как эту проблему решают в других странах. «Шахматы в школах» - проект междуна­родный, его поддерживает ФИ­ДЕ. Есть страны, которые продвинулись уже далеко. Самый близкий пример - Армения, где шахматы являются обязатель­ным школьным предметом, его преподают четыре года. ФИ­ДЕ помимо армянского учеб­ника рекомендовала нам изу­чить учебные пособия Греции, Голландии и Каталонии.

Н.В.: - Мы собрали ав­торитетную комиссию, ко­торая оценила все учебные материалы, выпущенные за последние 15 лет. Решили, что переводить чужие учеб­ники нет смысла, нужно соз­давать свой. Вплоть до кар­тинок и иллюстраций. Учеб­но-методический комплекс «Шахматная школа» перво­го года обучения шахматам написал международный мастер, тренер и журналист Владимир Барский. Поиск художника-оформителя, вы­бор стилистики, консульта­ции с психологами - это был довольно тщательно прора­ботанный продукт. В итоге иллюстрациями и дизайном книг занималось петербург­ское издательство «Полян­дрия», специализирующееся на детской литературе.

- Иллюстрации получи­лись на загляденье. У меня они вызвали ассоциации с картинками из книг Евге­ния Носова про Незнайку и его друзей.

Н.В.: - Шахматист миро­вого уровня, гроссмейстер Александр Морозевич, поли­став учебник, пошутил: «Ес­ли бы я в детстве имел та­кую книжку, ещё больших бы успехов добился». А ког­да мы презентовали учеб­ный комплекс в Шанхае, Хоу Ифань сказала: «Было бы здорово, если бы у наших детей появился такой учеб­ник, в Китае ничего подобно­го нет».

И.Б.: - Барский предста­вил свой учебник в ходе мат­ча Карлсен - Карякин в Нью-Йорке. Оценки были хоро­шие. Осталось получить по­ложительное заключение Российской академии наук и Российской академии обра­зования. К учебной литера­туре для начальной школы предъявляются жёсткие тре­бования: тип бумаги, размер шрифта и так далее. Мы ра­ботаем над этим, и те книги, которые Алтайский край по­лучит уже в этом учебном го­ду, полностью учитывают все рекомендации Министерства образования РФ.

Прямая речь

Артём ПОЛОМОШНОВ, президент Федерации шах­мат Алтайского края, член Наблюдательного совета РШФ:

- Чтобы определить победителей конкурса, мы не огра­ничились обычным просмотром отчётов. Я специально съездил в Панкрушихинскую и Кашкарагаихинскую сред­ние общеобразовательные школы. Реальность превзош­ла все мои ожидания.

В Кашкарагаихинской школе Таль­менского района всего 119 учеников. В ней есть специально выделенное для занятий шахматами помещение, игра­ют ребята из всех классов, работники школы придумыва­ют турниры и собирают не только местных ребятишек, но и приглашают участников из соседних населённых пунктов.

А в Панкрушихинской школе внедрение шахмат поддер­живается на всех уровнях: от директора до родителей уча­щихся. Идет системная планомерная работа. Здесь прохо­дят крупные турниры. Ребята выезжают на соревнования в другие районы края. В мае в Камне-на-Оби проходил тур­нир, на котором панкрушихинцы удивили всех - привезли команду в красивых одинаковых костюмах. Можно смело утверждать, что шахматы прижились в школах Алтайско­го края и будут развиваться.

Сергей ЗЮЗИН, специальный корреспондент «Российской газеты» в Барнауле,

«Алтайский спорт», 30.08.2017