img_4197
Не корысти ради
Опубликовано:9 января 2017 г.
Автор: Сергей ЗЮЗИН
Источник: «Российская газета»

На Алтае стали возводить крупные частные спортсооружения

В конце января в Барнауле пройдёт торжественное открытие крытого футбольного манежа «Темп» с искусственным полем 90х50 метров – единственного в своём роде сооружения для Алтайского края. А к осени 2017-го в Рубцовске с привлечением частного капитала обещают возвести  крытый хоккейный дворец, первый в истории города. Строить его будет та же компания, которая в нынешнем году подарила жителям краевого центра крытый дворец «Динамо» с двумя хоккейными коробками.

Начинали с малого

Столь крупные спортсооружения – плоды частной инициативы, которая не могла не найти поддержку у региональных властей. Ведь соответствующих спорткомплексов, которые надо построить за счёт федеральных целевых программ, в ближайшее время ждать не приходится. Строительство нового хоккейного дворца в Барнауле на пр. Сибирском заморожено, а разрекламированный несколько лет назад в СМИ футбольно-легкоатлетический манеж за миллиард рублей существует лишь в проектной документации.

Вообще-то, частный капитал не первый год занимается строительством спортсооружений. К примеру, на гранты «Спортивное село», учрежденные главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края, было построено несколько нужных для местных спортсменов объектов. Можно вспомнить биатлонный комплекс с гостиницей в Алтайском районе, куда регулярно приезжают местные стреляющие лыжники. Другой частный предприниматель соорудил лыжную базу в Тягуне, где снег выпадает раньше, чем в других местах края, а сходит очень поздно. В селе Малиновка Алейского района открыли небольшой зал для гиревого спорта. Ещё один ручеёк финансовой поддержки тёк из крайспортуправления. Если сельский предприниматель строил спортивный объект (хоккейную коробку, плавательный мини-бассейн или ещё что), он получал субсидии – от 100 до 300 тысяч рублей – на приобретение спортинвентаря.

Но, по большому счёту, это были достаточно скромные проекты. Исключением из правил можно назвать строительство фитнес-клуба с 25-метровым бассейном в Барнауле и появление достойного спортивного комплекса в одном из крупнейших санаториев Белокурихи. В белокурихинском спорткомплексе с удовольствием тренируются в период восстановительных и предсезонных сборов представители как индивидуальных, так и командных видов спорта вплоть до сборных России (к примеру, по биатлону, лыжным гонкам, сноуборду). Однако заниматься в таких центрах по карману далеко не каждому. А вот «Динамо» и «Темп» благодаря довольно демократичной ценовой политике – во всяком случае, пока – доступны практически любому. Доступность идёт от целевых установок тех, по чьей инициативе возникли эти объекты.

По индивидуальным проектам

Константин Болотов, один из инвесторов построенного «Темпа», говорит, что к активным действиям его и единомышленников подтолкнула сложившаяся ситуация: стало очевидно, что футбольный манеж, о котором мечтало не одно поколение барнаульцев, в ближайшее время на бюджетные деньги строить не будут. Конечно, у инвесторов «Темпа» коммерческий интерес присутствует, но не превалирует, учитывая сроки окупаемости объекта и платёжеспособность горожан. Константин Рудольфович не стал называть конкретную сумму, потраченную на возведение «Темпа», но заметил, что стоимость квадратного метра сопоставима со стоимостью «квадрата» крупного торгового центра.

– Спорткомплекс наш сделан по индивидуальному проекту, – рассказывает Болотов. – Основная сложность заключалась в разработке его металлокаркаса. Сначала проектированием занимались барнаульские специалисты, но спустя несколько месяцев мы поняли, что нужно искать другую проектную организацию. Нашли в Новосибирске. «Темп» возвели за год. Могли бы и быстрее, но тут вопросы к строителям, которых приходилось жёстко контролировать на каждом шагу. К счастью, в процессе строительства возник коллектив единомышленников, которые работали с большим энтузиазмом и ответственностью. Всем хотелось, чтобы наши дети тренировались и играли в нормальных условиях круглый год. К реализации проекта удалось привлечь   специалистов, знающих все строительные нюансы, поэтому не было волокиты с подписанием акта о приёмке объекта.

По словам  Михаила Дроздова, председателя правления компании, выпускающей редукционно-охладительные установки, главная цель строительства небольших хоккейных дворцов связана с повсеместным развитием в крае «игры для настоящих мужчин» с перспективой через 10-15 лет выхода профессиональной команды «Алтай» на уровень КХЛ. В регионе нет очень крупных предприятий, способных содержать профессиональную команду КХЛ (как, к примеру, в Череповце), поэтому выход один – развивать собственную базу и комплектовать костяк «Алтая» из местных воспитанников.

– У нас есть проект крытого хоккейного комплекса на 2 600  квадратных метров для небольших городов и районных центров: полноценная игровая коробка, тренажёрный зал, ресторан с видом на ледовую арену, магазин для продажи атрибутики и спортинвентаря, хостел для одной команды. Естественно, при строительстве будут применяться только алтайские и российские материалы – как это было сделано с «Динамо». Мы тщательно просчитали не только капитальные затраты, но и последующие, эксплуатационные, чтобы подобные объекты не были непосильным бременем для муниципалитетов и даже приносили некую прибыль. Подобные объекты в других регионах стоят от 300 миллионов рублей и выше. Наш проект более экономичен – в пределах 100 миллионов. Причём мы не только готовы строить такие объекты, но и сопровождать их (например, обучать на базе «Динамо» заливщиков льда). Губернатор Александр Карлин, когда мы рассказали о своих наработках, предложил начать с Рубцовска, города со старыми хоккейными традициями. Краевая власть пообещала выделить необходимые средства, работа началась, – говорит Михаил Викторович.

Кстати, лет через пять Дроздов рассчитывает построить в 700-тысячном Барнауле ещё один крупный хоккейный дворец.

Человеческий фактор

У частных спорткомплексов есть несколько бесспорных плюсов в сравнении с объектами, возводимыми за счёт бюджета. Здесь невозможно устроить пресловутый распил, инвесторы считают каждую копейку и контролируют все процессы. Частники продумывают и взвешивают каждое технологическое решение, творчески подходят к решению той или иной проблемы. Например, при засыпке «пирога», на который укладывается искусственный газон, было применено оригинальное решение, настоящее ноу-хау. Газон в «Темпе» получился с необычным сочетанием базовых свойств: с одной стороны, мягкий, с другой – быстрый. Все другие искусственные газоны в крае либо быстрые, но твёрдые, либо мягкие, но вязкие. Болотов говорит, что на изучение особенностей укладки газонов ушло немало времени, он  встретился и пообщался с представителями ведущих европейских производителей. Любители футбола, успевшие опробовать газон, с восторгом отзываются о его качествах. Ко всему прочему он не пахнет «химией» – вместо привычной резиновой крошки в нём использовалась эластичная ниппельная стружка цилиндрической формы. Наконец, у частников больше возможностей для управленческого манёвра, оперативного внесения коррективов. Им не надо продираться сквозь засеки и лабиринты торговых процедур, как это происходит при освоении бюджетных средств.

Одним словом, у местных властей имеются веские резоны, чтобы поощрять частных инвесторов. Но и у инвесторов есть повод просить помощи по ряду направлений  государственно-частного партнёрства. Речь идёт не только о транспортной и дорожной инфраструктуре или инженерных коммуникациях. К примеру, на базе хоккейного дворца «Динамо» тренируется и играет одноимённая студенческая команда, сформированная из молодых людей, учащихся в барнаульских вузах. Средства на команду добываются из разных источников, хотя, казалось бы, логичнее прописать это финансирование бюджетной строкой. Есть и другие организационные вопросы, которые нельзя решить без участия и взаимодействия властных структур. У «Темпа» другие трудности. Одна из них в том, что  футбольный манеж загружен пока на 30 процентов и здесь остаётся большое поле деятельности для муниципальных властей. Да и футбольный клуб «Динамо» вполне бы мог проводить первые предсезонные сборы и турниры не на югах, а в родном городе – намного экономнее.

«Алтайский феномен» частных спортсооружений, построенных в тяжёлый для экономики страны и края период, ещё предстоит осмыслить. Совершенно очевидно, что материальные факторы здесь не единственные. Существенную роль сыграл человеческий фактор – любовь к малой родине, понимание необходимости заботы о подрастающем поколении. Наверное, неслучайно инвесторами крупных проектов выступила «новая волна» предпринимателей, мировоззрение которых сформировалось в современной России. Как говорится в одном рекламном слогане: «А кто, если не мы?».

Сергей ЗЮЗИН,

«Российская газета», 29.12.2016