Сорок лет без фальши

Сорок лет без фальши Сорок лет без фальши
Учитель физкультуры Вячеслав Хенин знает, как разжечь в детях интерес к своему предмету

Посмотришь со стороны - чудак человек. Свихнулся на работе. Помню, пригласил меня осветить одно из его мероприятий, так даже не поговорили с ним толком: все волчком крутился. Я даже написал в газете: «Схватил его за локоть - и то не удержал». В нем много детского, непосредственного. Вряд ли его интересует, какое впечатление он производит. Вячеслав Хенин напоминает мне Геннадия Смертина и Григория Черданцева - на редкость целеустремленных и самодостаточных людей, которые известны в футбольном мире своей нестандартностью и замечательными учениками. С Хениным я познакомился тоже на футбольной почве. Он играл в 1970-х годах в барнаульской команде «Локомотив» вратарем, помогал опекать нас - мальчишек железнодорожной ДЮСШ - в летнем пионерском лагере, а потом был вторым тренером в первом спортивном классе Алтайского края по футболу в 86-й барнаульской школе. Но не футбол, и не тренерская работа стали его призванием. Почти 40 лет он преподает физкультуру.

- Вячеслав Владимирович, а вы помните свой первый урок в школе?

- Много воды утекло. Могу только сказать, что первой моей школой была восьмилетка в поселке Лесном Первомайского района. Это недалеко от Бобровки. Я устроился учителем физкультуры и одновременно вел там биологию. Учителей в сельской школе не хватало, а так как в пединституте, куда я только готовился поступать на заочное отделение, такой предмет был в программе экзаменов, то меня попросили взять на себя и биологию. Позже на меня навесили уроки труда и немецкого языка. Говорят, ты в армии в Германии служил, вот, давай, учи детишек немецкому. Нормально, да? Обложился я учебниками, стал зубрить. Хорошо хоть от биологии отбился. Пока преподавал, построил в Лесном школьный стадион и гимнастический городок. А еще собрал из деревенских футбольную команду, которая выиграла взрослое первенство Первомайского района.

- Как получилось, что вас, городского жителя, в деревню занесло?

- Я вернулся из армии в ноябре, когда экзамены в вуз уже прошли. Надо было где-то работать. А у меня тетка была на моторном заводе. Я устроился туда в цех алюминиевого литья. До весны лил металл, а летом попросился в спортивный лагерь ДЮСШ «Локомотив» - помогал тренерам и одновременно готовился к экзаменам. С первого раза в институт не поступил и тогда поехал в комитет по образованию, где попросил дать работу в деревне, чтобы в этом же году поступить в вуз по целевому направлению уже на заочное отделение. Мне дали путевку в поселок Лесной.

- И как долго вы были деревенским жителем?

- Три года в Лесном отработал. Там мой первенец Лешка родился. Сейчас он работает преподавателем физкультуры в Барнаульском педагогическом колледже. Помню, Ольге рожать - мы ее беременную поставили на лыжи, чтобы добраться за три километра на трассу. В поселок было не проехать.

А в город вернулся так: приехав в Барнаул, заглянул к Василию Сергеевичу Фомичеву похвастать, что моя команда выиграла первенство Первомайского района. Он уже тогда ушел из «Локомотива», возглавив команду мастеров «Динамо». Он мне и говорит: «В 86-й школе будут открывать футбольный класс, возвращайся, будешь помогать». Из деревни уезжать не хотелось. Там уже стадион построили, были определенные планы, свое жилье, наконец, имелось. Но здесь был родной город и новое большое дело. Мы решили с женой переехать в 1980 году в Барнаул, поселились с ребенком у моей матери. Я был устроен в «Динамо» на полставки тренером, и в 86-й школе, где организовали спорткласс, вел уроки физкультуры. Руководителем проекта был Владимир Григорьевич Маркин. В футбольном классе учились дети 1968 года рождения. Многие из них потом стали профессиональными футболистами - Маркин, Малетин, Татьянкин, Антонов… После того как Маркин ушел из жизни, со спортклассом работал Валерий Николаевич Лямкин, а затем его сменил Александр Тимофеевич Захряпин. При Лямкине я работал с вратарями, но потом полностью переключился на физкультуру.

- Не было желания связать себя все-таки с тренерской работой?

- Каждому - свое. Когда был в Лесном учителем, меня эта работа зацепила. Хотя условий, когда приехал, не было никаких. Я вел физкультуру в коридоре. Там же во внеурочное время обучал детей борьбе. Я ведь, кроме футбола, долго самбо занимался, в настольный теннис прилично играл. Своих мальчишек-борцов возил на соревнования в Бобровку и Санниково, где тоже были борцовские секции. Я получаю удовольствие от возни с детьми, от того, как они на глазах крепнут физически. В этом деле я точно знаю, как добиться результата. Увлечь детей, привить им любовь к физическим нагрузкам, развить дух соревновательности - это мое.

- Говорят, где бы вы ни работали, везде брались за укрепление материальной базы спорта. Строили при школах стадионы, спортивные площадки, лыжные базы… Вам это зачем?

- Когда в школе нормальная база, то, идя на урок, ты не думаешь, чем будешь заниматься. Детям опять же интересней. Вот сейчас у меня по программе гимнастика, а козлика нет. И я хожу, попрошайничаю - мне не стыдно: коллеги из 89-й школы брусьями поддержали, 112-я школа дала два козла и коня, педакадемия - коня и маты. В спортшколе «Динамо» футбольные мячи дали, в ДЮСШ «АлтайБаскет» - баскетбольные, «Университет» тоже помог. Выиграли грант - по нему мы приобрели гимнастические маты. Во многих школах гимнастика не ведется, а я хочу, чтобы в 86-м лицее гимнастика была. Как и лыжи. Мечтаю оборудовать здесь хранилище. Я вернулся в лицей № 86 после большого перерыва и пока здесь новичок. А в 80-й школе, где до этого работал, мы за счет собственной лыжной базы так поднялись в лыжных гонках, что в позапрошлом году заняли в городе по лыжам второе место вслед за 76-й школой. Сроду такого не было! С детьми 1−4-х классов занимались на школьном стадионе, а с ребятами постарше уходили в парк «Юбилейный».

- У вас есть любимые виды спорта в школьной программе?

- Сейчас больше тяготею к лыжам - тянет на улицу, на свежий воздух. Спортзальный шум-гам уже утомляет, но и без него я жить не могу. Если крика детского не слышу, становится не по себе. Ну и к футболу я, конечно, неравнодушен.

- Как вы относитесь к третьему уроку физкультуры и идее введения в школе шахматного и плавательного всеобуча.

- К третьему уроку физкультуры отношусь положительно, но там, где есть нормальная материальная база. А если на всю школу один спортзал, и больше ничего - то лучше этот урок не вводить. Профанация будет. То же самое могу сказать по шахматам и плаванию. Прежде чем вводить всеобуч, надо подготовить условия. Тогда будут довольны и преподаватели, и дети. И польза будет.

Еще хочу высказаться по поводу набора детей в спортивные школы, особенно по игровым видам спорта. Мне кажется, нынешняя система привлечения детей в ДЮСШ не продумана. Приедет тренер из спортшколы в общеобразовательную - наклеет объявление или раздаст визитки. И нет его. А дети потом эти визитки повыбрасывают. Сейчас не то время, когда ребятишки ездили в спортивную секцию через весь город с пересадками. Их надо сильно заинтересовать. А вот провел бы тренер пару недель занятия в образовательной школе, глядишь, и детей бы увлек, и стоящих ребят отобрал бы себе.

- Что вы думаете об участии школьников в массовых соревнованиях?

- Я только за. Когда работал в 80-й школе, то на «Лыжню России» возил по два-три автобуса детей. К сожалению, мы, похоже, теряем такие популярные прежде массовые соревнования, как лыжные и легкоатлетические эстафеты на призы газеты «Алтайская правда». Обе они исключены из программы городской школьной спартакиады. А раз очки за эстафеты не начисляются, то и выставлять команды многие считают для себя не обязательным.

- Несколько лет вы работали учителем физкультуры в школе № 78 в районе Осипенко. Это окраина Барнаула всегда считалась богатой на трудных подростков. Вы почувствовали специфику?

- Могу сказать, что дети из этого района уважают чужой труд и сами не чураются работы. Они здорово помогали мне при строительстве в школе спорткомплекса. Связываю это с тем, что многие живут в частном секторе и большинство - выходцы из рабочих семей. Помню, в одной из элитных школ попросил старшеклассника переставить скамейку. Мне тогда только сделали операцию на позвоночнике. А он мне: «Я вам не обязан!». Так мне обидно стало. В 78-й школе такого бы не случилось.

С хулиганистыми ребятишками я на Осипенко пропадал вечерами в спортзале, они не болтались по поселку. Спортзал, хоккейная коробка, тренажерный зал у нас до 11 часов вечера работали, я домой в двенадцать приходил.

- А, ну теперь понятно, почему ваши школьные команды всегда были на виду.

- Надо все-таки заниматься с ребятишками, тренировать, разговаривать - особенно со старшими уметь разговаривать. Убеждать. Нельзя материться на детей - авторитета не будет. Если маленьких оскорблял, они вырастут и не будут тебя уважать.

- У вас есть рецепт для молодых учителей физкультуры, как им утвердиться в глазах школьников?

- Дети должны видеть, что ты не отбываешь повинность, а любишь свой предмет и хочешь, чтобы его полюбили другие. На мой взгляд, есть три категории людей, которые приходят в школу. Одни идут сюда ради карьеры - им нужны ордена, медали и грамоты, других привлекают социальные льготы и деньги, а третьи - просто фанаты. Их, как меня, называют еще дураками.

- Да какие в школе деньги… Бросьте вы!

- Ну почему? Если брать три-четыре ставки… Таких преподавателей называют урокодатчиками: кинул мяч - и на скамейку. По мне, 36 часов в неделю - это самое то, если хочешь получить от детей отдачу, а от собственной работы - удовлетворение. Дать 40 уроков трудновато даже молодому. А некоторые ради заработка по 50−60 часов берут!

- Вы знакомы с предлагаемыми нормами ГТО?

- Да. Я - за ГТО. Спорткомплекс подтянет детей. И мы сможем сравнивать их. А то сейчас проводим тестирование, один напишет в журнале про Фому, а другой про Ерему. Не видно общей четкой картины.

- В этом году один из крупнейших детских оздоровительных лагерей Алтайского края «Крылатых», в котором вы работали физруком, признан самым спортивным лагерем Барнаула. Вы ездите туда не первый год. Что привлекает? Дополнительный заработок?

- Я получаю там 8 тысяч рублей в месяц. Но мне страшно нравится. Беру туда на лето внуков (у меня сейчас 8 внуков и две правнучки). Я испытываю удовольствие от больших спортивных мероприятий - в «Крылатых» одновременно отдыхают 1100 школьников! Сердце начинает учащенно биться, когда видишь на соревнованиях по туризму сразу человек этак 400. В школе такого масштаба нет. Уже не первый год наш лагерь - главная площадка для краевых мероприятий Всероссийского олимпийского дня. Мы приглашаем в «Крылатых» известных спортсменов, и дети запросто общаются со звездами алтайского спорта.

- О чем из того, что уже никогда не сбудется, вы сожалеете?

- Это даже не сожаление, а недоумение: почему оплата труда добросовестного учителя так невысока? А ведь что в школе маленький человечек получит, он и в жизнь понесет. От учителя зависит, каким он будет.

- Сильно отличаются современные дети от тех, с которыми вы начинали работать в школе в конце 70-х годов?

- Я бы не сказал. Дети есть дети - любят пошалить. Правда, раньше старшеклассники были более взрослыми, что ли? Может, это я был моложе?

Виталий ДВОРЯНКИН, «Алтайский спорт», 15 января 2015

Справка

ХЕНИН Вячеслав Владимирович. Родился 23 мая 1956 года в селе Абызово Вунарского района (Чувашия). В Барнауле с 1957 года. Заслуженный учитель РФ. Окончил Барнаульский государственный педагогический институт в 1983 году. Работал в Лесной восьмилетней школе Первомайского района (1977−1980 гг.), барнаульских школах № 86 (1980−1986 гг.), № 78 (1986−2004 гг.), № 80 (2005−2013 гг.). В настоящее время преподает физкультуру в младших классах Барнаульского лицея № 86 (бывшая школа № 86). Во время работы в школе № 80 его воспитанники 10 лет подряд выигрывали спартакиаду школьников Железнодорожного района, 9 лет подряд удерживали второе место в городской спартакиаде. В 2010 году команда гимназии заняла первое место в краевом финале «Президентских состязаний», а в 2011 году - второе место в краевом финале «Президентских спортивных игр». Хенин признавался лучшим учителем физкультуры Барнаула, является обладателем диплома Олимпийского комитета России «Фэйр Плей» и множества других наград.