Поймать эмоции и не попасть под снаряд

Поймать эмоции и не попасть под снаряд Поймать эмоции и не попасть под снаряд

Известные фотожурналисты рассказывают о работе на спортивных аренах

С огромным уважением отношусь к работе спортивных фотокорреспондентов. Не представляю, как можно наблюдать за хоккеем, теннисом или боксом сквозь маленький объектив и при этом делать роскошные снимки. И не люблю, когда их называют иллюстрациями к тексту - бывает, что одно или несколько удачных фото лучше передадут дух состязания, чем непрофессионально написанный, скучный текст, в котором вдобавок что-то переврано. Фотографии никогда не обманут. Правду говорят: кто умеет снимать спорт, может блестяще снять все остальное.

У нас много мастеров, способных сделать классный спортивный фоторепортаж. Но мы при подготовке новогоднего номера остановили выбор на Олеге Богданове из «Алтапресса» и Евгении Налимове из «Алтайской правды». Во-первых, оба солидный срок работают в спортивной журналистике и до сих пор не пресытились. Во-вторых, они верные друзья «Алтайского спорта». В-третьих, свои люди в спортивном мире. Олег до серьезной травмы колена неплохо играл в футбол. Евгений - кандидат в мастера спорта по рыбной ловле.

- Уважаемые коллеги и дорогие друзья, что самое сложное в спортивных съемках?

Олег Богданов: Нужно разбираться в специфике того или иного вида спорта, знать хоть какие-то правила. Это необходимо в том числе и для выбора наиболее удобных точек съемки.

Евгений Налимов: Запечатлеть что-то новенькое, удивить друзей, маму. За столько лет работы снято огромное количество материала - первый снимок о спорте я сделал летом 1976 года. Это был вообще мой первый опубликованный снимок. Немножко несуразный он получился. Посылали меня на легкоатлетический забег, который проходил в районе аллеи Целинников, рядом с администрацией Ленинского района.

Мама всегда с большим интересом ждет в «Алтайской правде» именно спортивную полосу. Судит она мои работы принципиально, придирчиво, без каких-либо скидок. Спортивная полоса для меня - всегда как глоток свежего воздуха. Тем более, что ее мы с Женей Лиманским (а раньше с Виталием Дворянкиным) делаем сами от начала до конца: верстку продумываем, подписи к снимкам делаем, стоим у верстальщика над душой. Всегда стараемся найти изюминку.

- Что снимать тяжелее всего?

ОБ: Шахматы, наверное. Эмоций не видно, все закрыты. Помню, организаторы давали снимать только первые десять минут и девушек почему-то запрещали фотографировать - шахматистки, видимо, очень ранимые и нервные. На шахматах нельзя со вспышкой работать. Хотя фотовспышка не подходит для многих видов - гимнастики, бокса и других. Но самая печальная съемка - это стрельба. Сложно найти выгодный и одновременно безопасный ракурс. То же самое касается биатлона.

ЕН: Как ни странно, шахматы. Здесь нет активного движения, ярких эмоций. Уже всем оскомину набил образ мальчика, схватившегося за голову и склонившегося над доской. Приходится, набравшись терпения, сидеть тихо, не мешать участникам и ждать. Ждать взгляда, в котором можно увидеть хоть какую-то эмоцию - нетерпение, усталость, превосходство над соперником.

К сожалению, почти во всех наших спортсооружениях проблемы с недостатком освещения. Классический пример - Дворец зрелищ и спорта. Безобразный свет! Приходится искать более-менее сносное место для съемок, «клочки вырывать». Очень трудно уловить нюансы, детали. В «Победе» со светом более-менее терпимо, но тоже не идеал.

- Какой вид наиболее экзотический?

ОБ: Регби! Снимал эти соревнования нынешним летом на стадионе, где располагается конькобежная школа Сергея Клевчени. Приезжали любительские команды с Красноярска, Читы, Новосибирска. Мы в армии сами немножко играли (Олег Анатольевич служил в знаменитой дивизии ВВ им. Дзержинского. — прим. ред.), поэтому с правилами я знаком. Но регби в исполнении профессионалов - практически как футбол, ребята играют аккуратно, без костоломства. А регби любителей - это страшно! Кровавые сопли, выбитые зубы, оттоптанные ноги… Кто приходит в любительское регби? Бывшие борцы, самбисты, боксеры и прочие «силовики». Мужики самолюбивые, проигрывать не любят, друг друга не щадят. Снимать турнир было интересно, но я набегался не меньше регбистов - там же надо находиться на линии атаки. Это не футбол, на месте не постоишь.

ЕН: Регби. В Красноярске на летней Сибириаде мне удалось его поснимать. Как раз дождь прошел, регбисты грязь на поле месили - как раз то, что любит зритель в этой игре! Мечтаю поработать на кёрлинге. И опять же - интересен не сам бросок или натирание дорожки, а психология, эмоции, связанные с ожиданием: попадет - не попадет, дойдет, куда надо, камень - не дойдет.

- А какой вид самый любимый?

ОБ: Футбол, конечно. Правда, в 2013 году вообще на «Динамо» не ходил - кому охота смотреть «первенство водокачки»? Зато поработал на женском футболе на школе Смертина. Женщин интересно было снимать - они более искренние и, можно сказать, что не за деньги играют, а за идею. Случайно узнал, что будет игра и пошел по собственной инициативе.

На хоккее не очень люблю работать. Сама по себе игра нравится, снимать ее очень интересно, независимо от класса команд и уровня чемпионата. Но в нашем старинном Дворце зрелищ и спорта убогое освещение. Свет кусками получается: в одном месте розоватый, в другом - зеленоватый.

А вот мой коллега Михаил Иванович Хаустов предпочитает снимать женский хоккей на траве. Этот единственный вид, который он любит, хотя тоже не понимает.

ЕН: Мне все виды нравятся, но больше всего люблю работать на детских соревнованиях. Что может сравниться с эмоциями детей?! Представляешь, сколько страстей в девичьем самбо? Это все равно, что леди за рулем - смотреть можно вечно. Или гимнастика. Ошиблась в выступлении девчушка - и столько трагедии, слез, кажется, конец света наступит! А еще я люблю, когда получаются кадры с иронией, после которых можно улыбнуться, посмеяться.

- Кого интереснее фотографировать: женщин или мужчин?

ОБ: Смотря какой вид. Хотя вот работал недавно на боксе и больше всего понравился бой Светланы Кулаковой. Но это был рейтинговый поединок, чувствовалось, что на кону многое стоит.

ЕН: Конечно, женщин - эмоции бьют через край. Хотя у мужчин, особенно в контактных видах, их тоже хватает.

- Травмы, повреждения получали во время соревнований?

ОБ: Шайба прилетала. Прямо «в самое не могу»… Но это не то, о чем ты подумал. «Мотор» играл с «Ижсталью». Ограждений пластиковых еще не было. Наши получили численное большинство. Защитник гостей неудачно вышвырнул шайбу, а я стоял на щитах, чуть повыше уровня борта. Шайба чуть-чуть голову зацепила, но фильтр на фотоаппарате все равно сломала.

Зато на футболе мяч ни разу в лоб не попадал, чего втайне предвкушают все болельщики. Я знаю точки вокруг поля, куда мяч никогда не прилетит. Даже от мастеров Второй лиги. А вот одному моему очень известному коллеге досталось. Очень плотно и прямо в наглазник. Фотоаппарат аж пару раз вокруг шеи провернулся. Быстро вырос огромный фингал. Давно это было, году в 82-м, и мой пострадавший коллега со смехом вспоминает случившееся, говорит: «Особенно радовались трибуны - больше, чем голам».

С возрастом я аккуратнее стал работать. Снаряды они и есть снаряды, даже кожаные. Теперь у меня оба глаза открыты. Левым поляну сечёшь, правым резкость наводишь.

ЕН: Был момент, который мог закончиться плачевно. Только с опытом приходит понимание, где на соревнованиях можно стоять безопасно, а где не рекомендуется. В перестроечные времена пошел я на «Динамо», где, если память не изменяет, шла Спартакиада городов Алтая. Встал чуть подальше от штанги - чтоб и поле видеть, и ворота с голкипером. День выдался дождливый. Футболисты шлепали по лужам, месили грязь. И вот нападающий прорвался к воротам и со всей мочи приложился по набухшему от сырости мячу. Мяч срезался с ноги и угодил мне аккурат в солнечное сплетение. Если бы в камеру, ей бы точно пришел конец. Болельщик радостно взревели, а я минуты три-четыре не мог дышать. Отвернулся от поля и большим трудом сделал вид, что ничего страшного не произошло.

- Вы частые гости краевых сельских олимпиад.

ОБ: С любителями всегда очень занимательно. Случаются любопытные моменты, и у меня хватает интересных кадров с этих соревнований. Главное, что там все достаточно искренне играют, не отбывают номер.

ЕН: Мне всегда интересно. Каждый год чем-нибудь, да отличается. Олимпиады в степных районах получаются совсем другими, чем в предгорьях. Согласись, степняки более дисциплинированный и ответственный народ. В предгорьях народ более расслабленный, вальяжный. Все это отражается на атмосфере Олимпиады.

- Работа на спортивных мероприятиях - это праздник?

ОБ: Да! Я на них, можно сказать, отдыхаю. Хотя иногда бывает муторно - если спортсмены тачку возят с потухшими глазами.

ЕН: Прежде всего, работа. Потому что в «Алтайке» спортивная полоса выходит каждую среду. Плюс какие-то знаковые события, которые происходит в спорте и о которых надо сообщить в ближайшем номере. Ежедневная газета - это же вечно ненасытный Молох. Прийти на соревнования и просто их посмотреть я не имею права. Помнишь, как у нас к Олимпиаде готовилась сборная по гребле на байдарках и каноэ? Красота! Какие люди тренировались… Максим Опалев обаял, по-моему, всех, кто с ним в Барнауле хоть немного пообщался. Настоящая звезда без тени намека на зазнайство. Естественно, я наслаждался. Но душа пела, а голова работала, нужные кадры я набирал. Даже на спортивную рыбалку, в которой всегда участвую, беру с собой аппаратуру. Отдыхаю, соревнуюсь и работаю.

- Есть такое выражение: сто грамм для храбрости. Сто грамм для зоркости не помешают?

ОБ: Помешают. Ты просто потеряешь концентрацию. Чуть-чуть можно позволить себе, когда совсем холодно. На жаре вообще нельзя употреблять. Даже пиво. Трезвым надо работать.

ЕН: Однозначно мешают. К примеру, идет в лесу биатлонная или лыжная гонка. Трезвый всегда успеешь среагировать на нестандартную ситуацию - белка, к примеру, выскочит на трассу или пичуга какая. Выпивший - нет, теряется концентрация.

- С кем из людей спорта работать особенно приятно?

ОБ: С Сергеем Хорохординым, Алексеем Смертиным. Очень нравится работать с Сергеем Шубенковым. У них нет «звездняка», хотя добились многого. Спокойные, нормальные ребята. А есть такие «перворазрядники», что ни с какого бока не подойдешь. Особенно это характерно для футболистов. Вместо того, чтобы пахать на тренировках и соревнованиях, как те же Смертин и Хорохордин, они, как девочки, начинают гламурничать - прически модные делать, татуировки.

ЕН: Практически во всех видах спорта встречаешь благожелательное отношение. На волейболе у меня сложились прекрасные отношения с Иваном Филипповичем Воронковым. На баскетболе всегда приятно работать. Ивана Нифонтова я начал снимать еще мальчишкой. Как сейчас помню, соревнования по дзюдо приходили в спортзале на горе в ДЮСШ № 2. Нифонтова - рыжего как солнышко, улыбчивого - в шутку называли Ваняткой. А Андрей Гречин? Его мама до сих пор благодарит за снимки.

- Что бы вы пожелали спортсменам и тренерам по части отношений с журналистами?

ОБ: Будьте проще - и народ к вам потянется. Не надо важничать, выпендриваться. Мы делаем одно общее дело. Журналиста обидеть легко. Но потом не обижайтесь, когда народ будет смеяться над вашим снимком в газете или Интернете. Я с огромным уважением отношусь к футбольным ветеранам. Сейчас молодые люди нередко работают на камеру, а раньше работали на футбол, на команду. Никто не лез в объектив показать себя, любимого, зато какие потрясающие кадры получались!

Пользуясь случаем, хочу дать начинающим фотокорам несколько дружеских советов от нашего поколения. Повторюсь, надо знать специфику и правила того вида, на который вы идете. В том числе, правила поведения. Не лезьте, куда не надо. Соревнования проводят не для фотокорреспондентов и видеоператоров. Не надо загораживать зрителям обзор и демонстрировать им свою прекрасную широкую спину. Не можете стоя выбрать оптимальную точку съемки - сядьте или уляжетесь на пол, как Михаил Хаустов. Не красуйтесь собой. Не мешайте спортсменам, судьям, зрителям - вас вообще не должно быть видно.

ЕН: Меня устраивают то отношение, которое есть. Но я и сам не пру на рожон, когда нервы у тренеров и спортсменов натянуты как струна. Не пользуюсь вспышкой - ненавижу, когда это делают на соревнованиях. Журналист всегда должен соблюдать определенную этику. Но и в отношении нашего брата люди спорта должны проявлять понимание. Мы работаем не для себя, а для читателей своей газеты и других изданий. Вместе мы делаем общее дело - популяризируем спорт.

ЕСТЬ ЧТО ВСПОМНИТЬ С УЛЫБКОЙ

История от Олега Богданова

- Я опять про своего очень известного коллегу вспомнил. Работаем на ипподроме, скачки снимаем. Мой друг решил устроить фотосессию одному депутату, большому любителю лошадей и тоже очень известному. Тот позирует всяко-разно, коллега увлекся, пятится задом и утыкается в пони. А пони возьми да и тяпни коллегу пониже спины. Крик стоял громкий, хохот еще громче - кони шарахались.

История от Евгения Налимова

- Однажды, перед наступлением года Быка, наша молодая журналистка и наш очень известный фотокор получили задание снять наряженного в «прикольный прикид» быка. Поехали в совхоз «Промышленный». Несколько скотников вывели огромного быка с кольцом в носу, держат его с трудом. Журналистка попыталась повесить на быка новогодний дождь. Начала наматывать на рога блестящую мишуру - и бык озверел от такой наглости. Тут еще вспышка фотокамеры сработала! Расшвырял бык скотников и давай носиться за ними по загону. Мужики вопят: «Он нам все разнесет к чертовой матери!» Коровы, услышав шум и гам, дружно замычали. Это было похлеще испанской корриды! Хорошо, мои коллеги стояли за изгородью. Фотокор потом признался, что для него с той поры бокс, тхэквондо и хоккейные драки - невинные детские забавы.

Беседу вел Сергей ЗЮЗИН, спецкор «Российской газеты» в Барнауле,

«Алтайский спорт», 26.12.2013.