Русские неслись, как спутник

Русские неслись, как спутник Русские неслись, как спутник

Барнаульский экипаж занял третье место в знаменитом ралли «Пекин - Париж»

Неправда, что не с кого в наше время брать пример для подражания. Мы постоянно оглядываемся в прошлое в поисках героев. Но в России по-прежнему хватает людей, которые вызывают восхищение и чувство гордости за своих современников.

Барнаульцы Борис Лыткин и Евгений Смирнов сделали, казалось бы, невозможное, или, как сейчас любит говорить окунувшаяся с головой в виртуальные миры молодёжь, нереальное. Дебютировав в знаменитом трансконтинентальном ретро-ралли «Пекин - Париж», Борис Николаевич и Евгений Романович завоевали кубок за третье место в своём классе автомобилей. Гигантский маршрут, проложенный по дорогам Азии и Европы, они преодолели на скромном работяге «Москвиче-412», сошедшем с конвейера в 1979 году. Кто хоть раз ездил на «Москвиче», могут представить, каково пришлось 57-летним пилоту и штурману в ходе 33-дневной гонки с жёсткими правилами и сложнейшими участками пути. Кто в них изначально ни секунды не сомневался, так это председатель Алтайской федерации автомобильного спорта Сергей Поспелов. Сергей Александрович, отвечавший за организацию российского этапа международного ралли, твёрдо пообещал: «Они выдержат. Это люди советской закалки».

Сегодня Евгений Смирнов, Борис Лыткин, Сергей Поспелов и Николай Ишков, технический переводчик ралли, вспоминают подробности гонки, ставшей для Алтайского края, да и всей России исторической. Здесь нет никакого преувеличения - достаточно послушать рассказы этих абсолютно не пафосных людей. Подобно герою знаменитой бардовской песни, они поехали в далёкие дали не за деньгами, а за мечтами (и, как выяснилось позже, за туманом тоже). Неправда, что романтикам нет места в нынешней жизни.

О кубке

Смирнов: Мы заняли третье место в классе машин с объёмом двигателя внутреннего сгорания до двух литров и седьмое - в абсолютном зачёте. По положению о соревнованиях, если какой-то экипаж занимает призовые места в двух номинациях, приз он получит только в одной, по своему выбору. Экипаж, ушедший из нашего класса, посчитал более весомой награду за второе место в абсолютном зачёте. Во время торжественного ужина по поводу окончания соревнований в зале было довольно шумно, эхо гуляло, и мы узнали, что надо идти на сцену за кубком только после того, как друзья стали выталкивать нас из-за стола. Вышли на сцену без смокингов - как-то не предусмотрели. Мы в шутку предполагали, что получим приз за самый надёжный автомобиль. Но такового не оказалось.

Поспелов: Начинали гонку 96 ретро-автомобилей. До финиша дошли 82, в том числе «Форд Т» 1913 года. Перед стартом мы говорили: лишь бы доехать. А ребята доехали до призового места.

О «Мосике»

Лыткин: Отправляясь из Барнаула в Пекин, мы набили полную машину запчастей. Пригодилось далеко не всё. Единственное место ремонта было в Новосибирске после девяти дней тяжёлого этапа по Монголии.

Смирнов: Пришлось поменять тормозные колодки, шарнир рулевой тяги и одну шаровую опору. В профилактических целях заменили коробку передач (выпадала четвёртая, последний день Борис постоянно держал руку на рычаге). В Монголии обновили амортизаторы - большое спасибо друзьям-джиперам, вовремя привезли. Три дня перед этим пришлось идти в щадящем для машины режиме. Да, чуть не забыл - одно колесо поменяли из-за бокового пробоя. «Москвич» подтвердил репутацию надёжного автомобиля. Мы-то об этом знали, для иностранцев его живучесть стала большим открытием. Каждый вечер после финиша мы с Борисом вытирали стекла с фарами и шли отдыхать, а «буржуины» подолгу копались в машинах, порой спали по два-три часа. Организаторы говорили, что самой популярной шуткой на ралли стал вопрос: «А что, русские уже протёрли стекла?». Первые дня три иностранцы скептически поглядывали на нашего внешне невзрачного «мосика», потом зауважали. Автомобилисты поймут: если заглянуть под днище «Москвича» после 28 352 килом

етров, которые мы намотали в общей сложности, то не найдёте ни одной капли масла. Что в общем-то нехарактерно для ретро-автомобилей. Это результат кропотливой полуторагодичной подготовки автомобиля Борисом Лыткиным. Механики, сопровождавшие гонку, к нашей машине не прикасались. Организаторы ралли на многочисленных пресс-конференциях в разных городах на вопрос, какой бы из участвующих автомобилей сами выбрали для гонки, неизменно отвечали: «Москвич». Мы оказались единственным экипажем, кто добирался в Пекин своим ходом, остальные машины доставили к месту старта в контейнерах.

В Словакии к нам подошёл парень и начал говорить - ну, скажем так, на понятном русском: «У меня тоже есть «Москвич!». И правда - «Москвич» зелёного цвета, в хорошем состоянии. Другого авто ему не надо, хотя есть все возможности купить что-то куда более современное. Европейцы несколько раз предлагали продать нашего «мосика». Мы отшучивались: «После финиша рассмотрим ваше предложение».

Поспелов: Надёжной машиной показала себя и «Волга», на которой мы с Николаем ехали, начиная с российского этапа. Прошла она, конечно, поменьше - 18 440 километров, кузов немного заскрипел, что для «Волги» типично, но тоже обошлись без поломок, масло только поменяли.

Хочется сказать добрые слова про работу Николая Ишкова. Его отличное знание технических терминов на английском оказалось бесценным. В Новосибирске 45 экипажам понадобился серьёзный ремонт. И все кричали на английском: «Дайте мне это! Дайте мне то! Нужно вот это!». Николай всё спокойно и профессионально разрулил. Ишков стал обладателем раритетной фирменной футболки гонки - на ней в знак благодарности расписались пилоты и штурманы всех экипажей.

О соперниках

Лыткин: Из всего разнообразия ретро-автомобилей особенно запомнился «Ла Франс» 1917 года выпуска - громадный автомобиль. 14,5 литра объём двигателя, объём топливного бака - 300 литров, масла 40 литров надо заливать. Колёса мне по пояс. В Китае «лежачие полицейские» маленькие и остренькие - приходилось притормаживать, а водитель «Ла Франс» брал эти барьеры сходу. А второй - «Форд Т», который 1913 года рождения, со смешанным экипажем, мужчина с женщиной ехали. Открытый автомобиль, колёса на деревянных спицах - на ночь их приходилось снимать и замачивать, чтоб не рассохлись. Я бы этому экипажу медали дал за волю к победе.

Ишков: Они ехали непристёгнутыми. Хоть и кресла глубокие, но автомобиль-то открытый! Каждый день первыми уходили на трассу и последними приходили. Люди большого мужества.

Смирнов: В Монголии японский экипаж на своей «Огненной леди» перевернулся. Крышу им подправили, и они доехали до Парижа. Маленький автомобиль, маленькие японцы и - большая победа. Пример того, как надо бороться до конца.

Только на заключительном вечере мы узнали толком, кто участвовал в гонке. Одним из пилотов был главный моторист команды «Мерседес» «Формулы-1». Шейх ехал. Ехал какой-то «шишка», которого охрана сопровождала. Многие из участников - люди не бедные. В Монголии две машины вышли из строя, так экипажи не мудрствуя лукаво купили по джипу, переставили номера и уже вне зачёта докатили с нами до Парижа.

Ишков: Под номером 11 в гонке участвовал «Бентли» 1929 года. Когда его пригнали в Китай на старт, новый хозяин не успел рассчитаться за машину. В Монголии сломалось сцепление, он позвонил продавцу: «Некачественный товар». Продавец прилетел в Улан-Батор. Встретились. «Сцепление я привёз. Но ты не рассчитался». Владелец позвонил куда надо, дал распоряжение, и через четыре часа пришла СМС-ка о поступлении платежа в полтора миллиона евро. Продавец устранил поломку и дал в дорогу ещё четыре сцепления.

В ралли участвовали авто с богатой историей. Этот «Бентли» состязался в 1934 году в знаменитом 24-часовом автомарафоне спортивных автомобилей «Ле-Ман», где развил максимальную скорость 129 миль в час! «Ситроен», экипаж которого сдружился с нашими ребятами, побеждал в своё время в «Дакаре». Стоимость автомобилей в денежном эквиваленте не всегда соответствует их исторической стоимости.

О скорости

Лыткин: В основном средняя скорость всей колонны составляла 100 км\час. В Европе в населённых пунктах запрещалось превышать 50 км\час. Поначалу осторожничали, потом начали увлекаться - до 70−80 км\час доходило… Режим движения был жёстким, из графиков выбиваться нельзя.

Смирнов: Всё равно европейские деревни были безлюдными - люди днём поголовно работают, никто не бредёт по улицам нетвёрдой походкой. Единственный раз встретили детей, шедших с учебниками из школы.

В Монголии на спецучастке, где дорогу пересекало четыре глубокие колеи, а мы шли на спуск на скорости 120−130 км\час, тормозить было бессмысленно. Результат - лопнувшее стекло и оборванная подушка двигателя. В день проходили от 350 до 800 с лишним километров. Самый большой перегон случился от Новосибирска до Омска.

О том, почему барнаульцы оказались единственным экипажем от России

Поспелов: Мысль об участии в ралли зародилась в 2007 году, с третьих по счёту гонок. Желающих было много, но «настоящих буйных мало». На обратном пути из Парижа мы по настоятельной просьбе заехали к друзьям из Челябинска в автоклуб «Миасс». Выяснилось, что в 2010 году ребята собирались поучаствовать. Машину готовили, буклет даже выпустили, но ничего не вышло. Новосибирцы хотели, москвичи, мужики с Горного Алтая… Эту авантюру до логического завершения сумели довести только мы. Работала большая команда: друзья, знакомые, близкие. Вы не представляете, какую огромную черновую работу провели наши волонтёры, сколько автоклубов по стране внесли вклад в организацию российского этапа. Для участия в таком ралли кроме желания, денег и автомобиля нужно иметь серьёзную поддержку в разных сферах. Принципиально то, что это совместный проект Алтайской федерации автомобильного спорта и администрации Алтайского края. Нам много раз звонили с разных регионов, уверяли, что они тоже готовы присоединиться - и быстро выясняли, что «миссия невыполнима». Все жаловались, что не нашли понимания у региональных властей. А наши власти поняли, какую рекламу краю может принести участие в трансконтинентальной гонке, история которой началась 107 лет назад.

Смирнов: Несколько дней придётся просматривать накопленные документы и подбивать финансовые итоги нашего проекта. Надо отчитываться, в том числе перед краевой администрацией и налоговой инспекцией. По предварительным данным, проект обошелся в 3,6−3,7 миллионов рублей. Но главное: дело сделано, а с остальным, надеюсь, разберёмся.

О тяготах и лишениях раллийной жизни

Лыткин: Для меня самым сложным стало незнание английского языка. Экипажи с двух десятков стран говорили именно на нём. За столом, в лифте, в машинном парке, после финиша задают вопросы, а я знаю самый минимум. Приходилось прибегать к мимике и жестикуляции.

Смирнов: Борис, на самом деле, скромничает. Я-то видел, как он весело болтал с иностранцами. Может, не столь содержательный разговор получался, но мы с иностранцами друг друга понимали. (Дурашливо.) После этого ралли хочу ко всем землякам обратиться с горячим призывом: «Дети и взрослые, учите английский!».

Конечно, самым сложным выдался монгольский этап. Но и в Европе хватало трудностей. Я думаю, Боря на всю оставшуюся жизнь накрутился по горному серпантину. Организаторы всё время заводили нас с одного перевала на другой. Слева отвесные скалы, уходящие далеко вниз, справа - такие же скалы, уходящие вверх. Несколько «допов» заканчивались густым туманом, в пяти метрах ничего не видно. «Допы» - дополнительные состязания, которые проходили каждый день. К примеру, трековые гонки на специально подготовленной трассе или так называемый подъём на холм. Мы впервые в жизни столкнулись с понятием «промежуточный финиш».

Месяца через полтора выйдет большой фильм про эту гонку - BBC вела съёмки 33 дня. Будет много интересных кадров. Небольшой 20-минутный фильм можно посмотреть уже сейчас на сайте www.endurorally.com, либо на моей страничке в Фейсбуке.

Лыткин: Мы провели в дороге 62 дня. Конечно, было жарко, тяжело. (Усмехается.) Особенно когда вокруг девчонки - короткие юбчонки. Самые короткие юбки в России и Украине. Но самые лучшие женщины всё равно русские! А если серьёзно, то организаторы делали всё, чтобы разнообразить нашу дорогу. Пекин - шик и блеск, развязки трёхуровневые. Платные автобаны. Но 200−300 рублей в переводе на наши деньги платить не жалко. В китайских провинциях - ослики, сохой пашут, никаких дорог. Сильные контрасты. В Монголию заехали - девять дней без дорог. Горы, камни, громадное количество перевалов, вверх-вниз постоянно, высохшие русла рек. Очень много пыли. Последнюю ночь в Монголии проснулись на высоте 2200 метров - минус пять, вода замёрзла! Но приезжаешь в пыли и грязи на бивуак, а там душ с горячей водой, шведский стол отличный, туалеты нормальные, шатры для сна - монголы очень хорошо организовывали отдых. Ну, Россия она и есть Россия, сами всё знаете. Встречали везде хорошо, но на озере Ая питание было неважное. Из европейских стран больше всего Швейцария и Австрия понравились - чистота, порядок, идеальные дороги и громадное количество перевалов. В пургу попали, по-моему, 26 или 27 июня - перевал высотой 2600 метров. Четырёхметровый слой снега. К судейской машине на спусках подлетаешь - люди шарахаются, потому что несёмся в дыму и вони от тормозных колодок. Париж не понравился, город показался захламлённым, эмигрантов много, дороги забиты машинами.

Смирнов: Организация соревнований была настолько хороша, что мы всегда могли нормально отдохнуть. Главным витамином гонок стало пиво. Вечером было много под него разговоров. Гул, смех, бурные дебаты, но никто (за исключением единичного случая) не напивался, никаких конфликтов и разговоров на повышенных тонах - утром все были бодры и готовы к дальнейшим испытаниям. Участники ралли вообще очень тепло друг к другу относились. Это вам не спортивные гонки, где друг на друга из-за какой-то ошибки могут организаторам настучать. Здесь все помогали друг другу, давали советы. Мы помогли в Монголии экипажу 38-й машины, когда наши друзья, участвовавшие в фестивале джиперов, привезли запчасти нам и им. Надо было видеть лица иностранцев: берег озера, кругом голая степь, а им фирменные запчасти передают. «Сколько с нас?» - «Ставьте, потом разберёмся». Они обалдели.

Нам тоже помогали. Однажды подсказали, что стоп-сигнал не работает. По ходу гонки особенно сдружились с экипажами из Польши, Англии и Канады. В канадском семейная пара Ли и Тони, которого мы звали Антоном, носит фамилию Стрельцов. Стрельцов нам рассказывал, что дома, когда родители были живы, регулярно общались на русском. Сейчас язык подзабылся, и он в шутку брал у нас уроки русского.

Об Украине

Ишков: Когда караван пересекал границу с Украиной, наша «Волга» была замыкающей. На таможне попросили предъявить паспорта. «Вот, пожалуйста!» - «Слава Богу, хоть кто-то в этом ралли говорит по-русски!».

Поспелов: На Украине нас встречали хорошо, по-доброму. Даже во Львове, всегда ориентированном на Запад. В неофициальных беседах украинцы сильно сожалели о распаде Советского Союза.

О финише

Поспелов: Многие экипажи в Париже встречали родственники, друзья. Смирнова с Лыткиным приветствовали мы c Аркадием Гайдамакой из Новосибирска (ещё один переводчик), собкором «Российской газеты» во Франции и двумя эмигрантами. Церемония встречи на финише оказалась намного проще, чем мы ожидали. Зеваки посмотрели и разбрелись через два часа. К следующему утру машины попросили убрать с площади. Париж избалован событиями мирового уровня.

О ралли 2016 года

Поспелов: Маршрут уже проанонсирован - он пройдёт мимо территории нашей страны. Однако мнение организаторов ретро-ралли «Пекин - Париж» о России - сервисе, гостиницах, организации дорожного движения - после нынешней гонки значительно улучшилось. Иностранцев поначалу пугало всё: особенно дороги, беспредел дорожной полиции и «русский рэкет». Что касается ДТП на трассе под Тюменью, закончившегося гибелью двух россиян и Эммы Уилкинсон, то вины организаторов нет. Экипаж ралли правил не нарушал, произошёл классический несчастный случай.

Смирнов: После аварии все структуры сработали очень оперативно: медики, ГИБДД, МЧС. Спутник погибшей англичанки и её братья, естественно, прекратили участие в гонке. Напарник Эммы даже не стал забирать вещи из разбитого «Шевроле». Ребята в кратчайшие сроки вместе с телом погибшей вылетели на родину. На следующий день все участники гонки вывесили на машинах траурные повязки. Трагедия случилась не на спецучастке, а на обычном перегоне, где мы все подчиняемся правилам дорожного движения. Эта страшная авария - следствие бескультурья на наших дорогах. Мы посмотрели, какая культура царит на дорогах Европы - на эту тему надо вести отдельный разговор.

К стартам 2016 года готовится одна московская команда, которая намерена выставить три экипажа. Мы готовы поделиться с ребятами накопленным опытом. В ретро-ралли хватает специфики. Сейчас мы бы подготовили совсем другой автомобиль. Это был бы тот же самый «Москвич», но уже в спортивном варианте. Мы скрупулёзно выдерживали каждый пункт регламента. Там были фразы о том, что «разрешается каркас безопасности», «разрешается сделать то-то и то-то». Но в каком объёме и как, непонятно. Мы решили не рисковать, поскольку привыкли в России к очень строгому судейству в плане технического оснащения автомобиля. А на ралли мы увидели, что у большинства участников спортивные, специально подготовленные машины. Да, ретро-модели, но с форсированными движками, которые заправлялись бензином с 95-м октановым числом. Чтобы бороться с ними на равных, особенно на спецучастках, «мосику» элементарно не хватало лошадиных сил под капотом. Выручало виртуозное водительское мастерство Бориса, выжимавшего из машины максимум. Если бы не 75, а хотя бы 100 «лошадей» было, выступили бы ещё лучше.

О будущих сибирских гонках

Поспелов: В Сибири можно организовать ралли высокого международного уровня. Просто наш народ морально не готов гоняться на своих раритетах - много сложностей с ремонтом, эксплуатацией, законодательством. А иностранцы собирают ретро-автомобили, чтобы не любоваться на них, а ездить. В Германии мы были в гостях у одного коллекционера. Десять автомобилей и всего один номер, который можно перевешивать! Он платит одну страховку. Автомобили старше 30 лет попадают там под льготы, налоги не надо платить. У нас наоборот - чем старше авто, тем больше налоги.

Смирнов: Начинать надо с алтайских гонок. Мы спрашивали иностранцев: приедете, если подготовим для вас четыре-пять местных ретро-автомобилей? Ответ: с удовольствием, без проблем. Красоты Алтая им понравились. А потом можно замахнуться и на международное сибирское ретро-ралли.

P.S. О космосе

Иностранные экипажи говорили про нашу команду: «Русские на своём «Москвиче» несутся, как спутник. Вжжжик - и улетели вперед!». Космические ассоциации у Смирнова и Лыткина возникли задолго перед стартом гонки, когда они узнали свой стартовый номер - 61. В 1961 году Юрий Гагарин первым из землян увидел нашу планету из космоса. А барнаульцы стали первым в истории России экипажем, принявшим участие в легендарной гонке. Выезжая 15 мая из Барнаула навстречу неведомым приключениям, наши мужики сказали знаменитое гагаринское: «Поехали!».

Справка

Первое ралли «Пекин - Париж» состоялось в 1907 году. Второе прошло спустя 90 лет - в 1997 году. Протяжённость нынешнего составила 12 247 километров. Самый длинный пробег авто за день составил 827 километров. За 33 дня участники преодолели дороги Китая, Монголии, России, Украины, Словакии, Австрии, Швейцарии, Франции. На территории нашей страны ралли проходило 12 дней. Самому молодому участнику ретро-ралли - 21 год, самому пожилому - 84. Самый старый автомобиль выпущен в 1913 году, самый «новый» - в 1982 году. Техническую помощь в России оказывали более 200 волонтёров из различных автоклубов.

Подготовил Сергей ЗЮЗИН, специальный корреспондент «Российской газеты» в Барнауле.

Фото Николай СИНЕГУБОВ.