Формула успеха

Формула успеха Формула успеха

Двое наших земляков в составе судейского корпуса обслуживали первый в истории России этап самых престижных в мире автогонок.

Прежде чем попасть судьями на «Формулу-1» в Сочи, барнаульцы Владимир Хорзов и Дмитрий Петин два года к ней готовились. Изначально на призыв поработать на этих соревнованиях откликнулись 2,5 тысячи человек - столько заявок поступило в Российскую автомобильную федерацию. После многоуровневого отбора, множества семинаров и тренингов до гонок были допущены 420 российских судей. Уровень их квалификации позволил почти на 100 процентов закрыть судейскую тему. Помощи со стороны, считай, не потребовалось.

- Приходилось слышать, что когда только начиналась подготовка отечественных судей для «Гран-при России», австралийские спецы «Формулы-1», приглашенные к нам для ведения семинаров, смотрели на своих слушателей как на детей малых и были сильно удивлены познаниями русских в автогонках?

Владимир ХОРЗОВ: Так и было. Но через некоторое время обучение проводили в основном русские специалисты - группа из человек двадцати, которая от Российской автомобильной федерации специально выезжала на этапы «Формулы-1» за рубеж перенимать опыт. В итоге было принято решение не привлекать иностранных судей на российский этап гонки вообще. Решили, что справимся сами. Иностранцев в судейском корпусе можно было пересчитать по пальцам: один индус, один украинец, несколько прибалтов…

Дмитрий ПЕТИН: Если в 2012 году руководители королевской серии рассматривали вариант с приглашением на «Гран-при России» уже проверенных судей, которые и до этого работали на «Формуле-1», то после проведения в Сочи в сентябре этого года тестовых соревнований - чемпионата страны по автомобильным кольцевым гонкам - сомнения в компетенции российских судей развеялись. С этого момента в нашу работу практически никто не вмешивался.

- Расскажите о своих обязанностях на «Формуле-1».

Д.П.: Я работал техническим контролером на измерительных платформах гонок серий GP-2, GP-3 и «Формула-1» под началом технического делегата Международной автомобильной федерации (FIA) Джо Бауэра. В мою задачу входил контроль левой части переднего обтекателя на соответствие техническим требованиям. Машина подъезжала к боксу, закатывалась на измерительную платформу, сразу же взвешивалась, шестеро из девяти человек, работающих на платформе, мерили в это время с шаблонами детали кузова. Если гонки «Формулы-1» у всех на слуху, то GP-2 и GP-3 - в тени. Между тем там соревнуются очень серьезные скоростные машины. GP-3 - это юношеская серия, в GP-2 возрастных ограничений нет, гонщики соревнуются на болидах монокласса с 6-цилиндровым двигателем объемом 4 литра и мощностью 612 лошадиных сил, работу двигателя ограничивает только блок управления. Эти машины способны развивать скорость свыше 300 км в час. Как правило, гонки всех трех серий проходят совместно. Гонщики GP пополняют потом «Формулу-1».

В.Х.: Я работал в Сочи старшим трек-маршалом поста - обеспечивал безопасность на одном из поворотов. Был непосредственно связан с начальником трассы и отвечал за эвакуацию автомобилей и пилотов, которые попали в аварию или остановились на повороте по иной причине. В обязанности старшего маршала входит также организация уборки разлившейся жидкости, обломков после столкновений и, вообще, любых посторонних предметов. Ведь даже маленький кусочек пластика, вылетевший из-под заднего колеса идущего впереди автомобиля может привести к аварии или травме.

- На предыдущем этапе «Формулы-1» - в Японии - произошла страшная авария. Недоглядел ваш коллега?

В.Х.: Сейчас разбираются. К единому мнению, какова причина аварии, так, по-моему, никто не пришел. Там происходила эвакуация автомобиля. Француз Жюль Бьянки врезался в эвакуатор. Мы разбирали случившееся покадрово - все маршалы отработали абсолютно правильно. Произошло нелепое стечение обстоятельств. В пелотоне только об этом и говорили. Во время соревнований в каждом боксе было минимум торжеств, гонщики перед стартом молча встали в полукруг в знак поддержки французского спортсмена.

- Много было работы на вашему посту?

В.Х.: Мой 16-й поворот был самым медленным, болиды проходили его со скоростью 120 км в час. Аварий на участке не было, но несколько раз автомобили по тем или иным причинам останавливались. Их надо было просто закатить в «стресску», чтобы немешались на трассе. Все прошло гладко, спокойно.

- Какую самую высокую скорость развивали болиды на сочинской трассе?

В.Х.: Рекордными были 340 километров в час.

- Гонщики «Формулы-1» - аристократия автоспорта. Сильно эти люди отличаются от других автоспортсменов?

В.Х.: Есть важные, ходят как небожители - все-таки за ними куча народу бегает. А есть вполне доступные: и поздороваются, и сфотографируются, и автограф дадут с удовольствием. Поблагодарят за работу.

Д.П.: Мне показалось, что начинающие гонщики «Формулы-1» более серьезные. Льюис Хэмилтон, Фернандо Алонсо, Себастьян Феттель, уже добившиеся больших высот, более раскованы, улыбчивы, дружелюбны.

- Насколько хорошо пилоты разбираются в технической части? Или они прежде всего гонщики?

Д.П.: Я больше наблюдал за механиками команд. Они очень узкой специализации. Есть шинники, которые работают только с правым колесом. У меня создалось впечатление, что они даже не знают, как выглядит левое. Перед соревнованиями каждая команда по несколько раз загоняла свои болиды на измерительную платформу, механики занимались их регулировкой. Каждый отвечал только за свой участок. Кстати, им очень нравилось наше любопытство, они с удовольствием отвечали на вопросы, показывали, что мы просили. Благо у нас был очень хороший переводчик.

В.Х.: Подготовка наших судей их сильно удивила. Говорят, мы весь сезон отъездили, не обращали внимания на такие мелочи, а вы нам глаза открыли. А эти вещи должны быть.

- Удалось почувствовать себя болельщиками на «Формуле-1», или было не до этого?

В.Х.: В основном были сосредоточены на своих обязанностях, но когда проезжал Квят (российский автогонщик), я поневоле прислушивался, как работает у него двигатель, как переключаются скорости, смотрел, как он входит в поворот. В квалификации Квят красиво, ровно проехал все круги, поэтому, может, и показал пятое время. В гонке у него с машиной, конечно, было уже не то. Видимо, поэтому и не вошел в десятку.

- Трасса в Сочи действительно понравилась гонщикам, или их положительные отзывы, скорее, дань вежливости?

Д.П.: Качество трассы отметили все ведущие спортсмены. Думаю, это была объективная оценка. Если говорить об износе резины (я слышал, что кто-то из наблюдателей посетовал, что она могла бы гореть поменьше), то ее износ зависит от стиля вождения. Одни агрессивно атакуют повороты, другие входят в него плавно. Для кого-то трасса кажется твердой, для кого-то - мягкой. В целом держак у трассы был очень хороший. Износ резины - минимальный. Те же Фернандо Алонсо и Себастьян Феттель говорили, что на одной резине можно проехать всю гонку - не заезжать на замену.

- Болельщики со стажем несколько разочарованы нынешним сезоном - конструкторы «Мерседеса» после очередных изменений в «Формуле-1», связанных с ограничениями ради безопасности, создали машину, сильно превосходящую болиды соперников. И борьбы в командном первенстве практически нет.

В.Х.: Гонщики «Мерседеса» Хэмилтон и Росберг сразу оторвались в Сочи от других. Было заметно, что их машины технически превосходят болиды соперников. Сразу стало ясно, кто выиграет «Кубок конструкторов», где команда-победительница определяется по сумме результатов двух пилотов.

- Моторы моторами, но есть еще и мастерство гонщиков, своим опытным взглядом, кого бы вы выделили особо: вот дать ему машину помощнее, он бы мерседесовским конкуренцию навязал!

Д.П.: В нашем боксе было множество камер, я мог наблюдать и за гонкой, и за тренировочными заездами практически на всех участках трассы. Не сказал бы, что кто-то из пилотов особенно выделялся среди других.

- В основном решают машины?

В.Х: Думаю, да.

- Россиянин Даниил Квят в итоге стал только 14-м в гонке «Формулы-1», хотя после квалификации занимал пятое место.

Д.П.: Это ни о чем не говорит. В GP еще Марценко выступал. И он, и Квят в квалификации вроде были с лидерами на равных, а в гонке не получилось. Считаю, ребятам просто не хватает опыта. Не случайно же Квята из «Торо Росо» пригласили в «Ред Булл» - команду рангом выше. Хотя с этими переходами кому как повезет. Одним они на пользу, другим - нет. Как с Алонсо случилось. Чемпион мира перешел в «Феррари», и все - не стало чемпиона мира.

- Люди с улицы могли посмотреть «Формулу-1»?

Д.П.: Стоило только добраться до Сочи.

В.Х.: Билеты на простые трибуны можно бы купить за 5−10 тысяч рублей. Люди могли подойти к пилотам, чтобы взять автограф, вместе сфотографироваться, могли посмотреть работу механиков в боксах. Везде доступ был свободным, хотя на соревнованиях работало несколько служб безопасности.

- Билеты на вип-трибуну сколько стоили, не знаете?

В.Х.: До 200 тысяч рублей.

- Атмосферу праздника почувствовали?

Д.П.: Очень.

В.Х.: Что творилось на трибунах! Вы бы видели, как зрители эмоционально приветствовали всех участников. Спортсмены перед соревнованиями проехали почетный круг на автомобиле-площадке. Мне трудно передать словами… Надо было там находиться…

Д.П.: Во время торжественного открытия соревнований механики, члены команд «Формулы-1» были просто заворожены происходящим. Еще полчаса после, наверное, стояли, рот закрыть не могли. Церемония открытия получилась очень яркой.

- В мире сейчас довольно высокая политическая напряженность, каким-то образом это отразилось на «Формуле-1»?

В.Х.: Ничего подобного. Все были только на позитиве. Иностранцам - и болельщикам, и участникам - очень понравилось. Очень хорошо работали наши волонтеры.

- Тот опыт, который вы приобрели в Сочи, можно будет применить дома?

- Конечно! (в один голос).

Д.П.: Какие-то моменты можно перенести и на наши соревнования.

В.Х.: Как организационные, так и технические.

Д.П.: Вообще, самым главным для нас, наверное, было то, что познакомились с судьями со всей России, получили новые знания, навыки.

- Какие крупные соревнования по автоспорту планируется провести в Алтайском крае в ближайшее время?

В.Х.: Теперь они будут уже в следующем году. Это Всероссийские соревнования по автокроссу в Рубцовске и Кубок губернатора по автокроссу в Смоленском районе. В Смоленском районе мы с самого начала высоко подняли организационную планку: пригласили квалифицированных судей из ряда других регионов России, много внимания уделили подготовке трассы. Спортсмены наш основательный подход оценили. Положительно отозвалась о наших соревнованиях и Российская автомобильная федерация.

Д.П.: Вы интересовались, почему нас выбрали для судейства «Формулы-1»? Думаю, на первой стадии отбора на решение РАФ в нашу пользу повлиял как раз Кубок губернатора. То, как мы его оганизовали.

Виталий ДВОРЯНКИН, «Алтайский спорт», 30 октября 2014