Стартовый рывок. Барнаульцам рассказали, как начать бизнес в спортивной сфере

Фото: Ярослав Махначёв Фото: Ярослав Махначёв

16 февраля в Алтайском фонде поддержки предпринимательства прошёл бесплатный тренинг для спортивных организаций «Социальный бизнес и спорт — как развить своё дело». Аудитории рассказали, как начать что-то новое в спортивной сфере, какие меры поддержки доступны и раскрыли другие секреты.

Знать и уметь

Спортивная аудитория на этой площадке собралась впервые. Это, как рассказала руководитель Центра инновационной социальной сферы Алтайского фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Лариса Иванютина, был своего рода эксперимент. Центр «Мой бизнес» уже оказывал поддержку предпринимателям, ведущих бизнес в сферах, так или иначе связанных со спортом. Но желающих окунуться в него, но не знающих, с чего начать, гораздо больше.

Собственно, это было заметно и по количеству заявок — их поступило почти 80. Пришли сюда и те, кто уже начал своё дело, например, были в зале Иван Крюков, организатор школы Yolochka, и Евгений Сазонов, руководитель центра фехтования Sabre. Но в основном заявились те, кто пока только определился с видом спорта или конкретным направлением, но не понимает, что делать дальше, либо работает в формате АНО или НКО и планирует вставать на предпринимательские рельсы.

Инициатором такого тренинга стала полиатлонистка Наталья Гузеватова. Правда, себя она сейчас называет бывшей спортсменкой, а в настоящем она — предприниматель, победитель многих конкурсов и грантов, сертифицированный тренер по социальному предпринимательству.

— Все проблемы в спортивной сфере я знаю изнутри, — говорит Наталья. — Знаю о сложностях, с которыми сталкиваются люди, желающие начать что-то в этом направлении. Успешно развивают своё дело в основном крупные сетевые игроки вроде фитнес-центров. Остальным не хватает ресурсов, материально-технической базы, а порой и просто понимания того, как себя подать, чтобы тобой заинтересовалась аудитория.

Правильная миссия

По большому счёту, любой бизнес, который так или иначе пересекается со спортом, можно назвать социальным. Конечно, чтобы так называться, надо соответствовать приличному количеству критериев от формы организации до, скажем так, особенностей задействованного персонала. Но основное, как отмечает Лариса Иванютина, чтобы дело было направлено на достижение общественно полезных целей, решению социальных проблем, в частности оздоровления и дополнительного образования детей. Иными словами, учите вы подрастающее поколение бегать, плавать, собирать модели летательных аппаратов — всё это относится к социальному бизнесу, а значит, можно рассчитывать на меры поддержки. А они в Центре поддержки предпринимательства широкие — от наружной рекламы, разработки сайтов и бренд-буков до грантов и помощи в поисках инвестора.

Руководитель детского центра «Чудо-остров» Светлана Крылова с детства занималась плаванием, 20 лет работала тренером, но в какой-то момент решила охватить более широкую аудиторию.

— В обычные бассейны берут детей с пяти лет, а я открыла такой, где можно заниматься с двух месяцев, — рассказывает Светлана. — Конечно, это не спорт в классическом понимании, но тоже спорт — оздоровление, укрепление иммунитета, гармоничное развитие, решение многих проблем со здоровьем.

В развитии центра предпринимателю помог грант. Она не скрывает, что конкуренция в её нише серьёзная. Оставаться конкурентоспособным получается благодаря развитию сервиса и оперативному реагированию на запросы клиентов.

Один из спикеров тренинга, предприниматель, основатель многих стартапов и сертифицированный тренер Денис Матис как раз и отмечает: не следует бояться конкуренции, а перед тем как браться за то, что ещё никто не делал, нужно серьёзно подумать.

— Если ниша не занята, если этой услуги на рынке нет, аудитория про неё может ничего и не знать, — объясняет Матис. — И продвижение нового продукта на рынке иной раз гораздо сложнее и дороже, чем работа в том направлении, про которое люди знают. В этом случае можно оценить конкурентов, понять, в чём твои плюсы, сделать акцент на них.

Денис отмечает: в спортивный бизнес люди идут, как правило, с правильной миссией — воспитать если не чемпионов, то как минимум здоровых людей. Но при этом они, понимая процессы спортивные, слабо разбираются в организации и порой допускают ошибки. Например, пытаясь увеличить прибыль, повышают чек, хотя во многих случаях можно обойтись и другими мерами — оптимизировать рабочие процессы, сделать более удобный сервис.

Тогда и сейчас

Владелец лазертаг-клуба «Полигон 22» Сергей Рогачков на тренинге знакомил коллег с различными инструментами работы с клиентами. В своё время, 13 лет назад, он окунулся в сферу, которой не то что в крае, в Сибири никто не занимался.

— Мне нравился пейнтбол, но не нравилось, когда в тебя попадают шариком с краской, — рассказывает Сергей. — И детям до 16 лет в пейнтбол играть не рекомендовали. Тогда мы задумались о новом оборудовании и решили, что шарик вполне может заменить лазерный луч. Мой брат, электронщик, разработал первое оборудование, потом, правда, оказалось, что в США такое уже давно есть. Но тем проще, не надо было заморачиваться с производством, нужно было лишь найти поставщиков.

Но просто это на словах. Сергей отмечает: сейчас начинать что-то новое с мерами поддержки от государства гораздо проще, чем тогда, в 2009-м. Он взял кредит и развивал своё дело только на эти средства.

— Тогда от идеи до начала работы у меня ушло два года. Сейчас же всё вполне можно запустить за пару месяцев, — уверен он.

В его лазертаг-клубе проходят тренировки и мероприятия для детей. Часто приходят классами, и это отличная возможность ребятам лучше узнать друг друга.

— Я бы не сказал, что спортивный бизнес в Барнауле не развит, — говорит Сергей. — Но его всегда мало. Даже если в каждом микрорайоне есть какая-то организация, секция, клуб — чтобы охватить всех, особенно с учётом того, что появляются новые микрорайоны, их нужно больше. Поэтому у каждого будет своя сфера и аудитория.

Участникам тренинга рассказали о грантовых конкурсах для организаций, ведущих деятельность в сфере физкультуры и спорта, и других мерах поддержки, рисках и подводных камнях при организации соревнований, анализе своей целевой аудитории и даже о том, как начать бизнес без денег.

Ярослав МАХНАЧЁВ, «Вечерний Барнаул».