Время собирать камни. Большое интервью министра спорта России Олега Матыцина

Время собирать камни. Большое интервью министра спорта России Олега Матыцина Время собирать камни. Большое интервью министра спорта России Олега Матыцина

О приоритетных задачах в области развития российского спорта, эффективных ответах на новые вызовы и планах на юбилейный 2023 год, когда Министерство спорта России будет отмечать свой 100-летний юбилей, в интервью «Большому спорту» рассказывает Олег Матыцин

- В интервью нашему журналу в октябре 2021 года вы назвали приоритетным направлением для государства подготовку спортсменов к Олимпиаде. Вероятность участия россиян в летних Играх 2024 года сегодня, увы, невелика. Какое направление сейчас является приоритетным для министерства спорта, учитывая новые реалии?

- Несмотря на период санкций, давление со стороны международного сообщества на российский спорт, наши задачи остаются прежними. Они определены Стратегией развития физической культуры и спорта, которая утверждена правительством, согласована президентом, обсуждалась на заседании совета при президенте. Основная цель, которая там поставлена, - увеличение количества занимающихся спортом россиян до 70%. И это предполагает решение целого комплекса задач. Прежде всего развитие инфраструктуры, подготовку кадров, популяризацию массового спорта, информационную поддержку, развитие сети образовательных учреждений, международное сотрудничество. То есть в связи с санкциями главная цель не изменена, но мы сейчас готовим дополнения к Стратегии, учитывающие новую реальность. Изменился календарь соревнований, совместно с федерациями обсуждаются новые форматы стартов, в том числе коммерческие, расширяется сотрудничество со странами БРИКС, ШОС и СНГ.

Кроме того, безусловно, одна из главных наших задач - продолжение системной подготовки сборных команд, которая тоже связана с необходимостью развития и укрепления инфраструктуры, строительства федеральных баз. В России уникальные климатические условия: есть горы, высоты. Мы способны обеспечить самодостаточность и автономность подготовки наших спортсменов внутри страны. На самом деле то, что сейчас делается, - это продолжение курса, взятого в 2020 году во время пандемии коронавирусной инфекции. Тогда уже наши спортсмены были лишены возможности выезжать за рубеж на тренировки, и встал вопрос перехода на автономность. А сегодня мы должны смотреть далеко вперед и обеспечить российский спорт, сборные команды полноценной материальной базой.

Что касается шансов на участие в Олимпийских играх, я не разделяю тут полностью пессимистическую позицию. Россия продолжает взаимодействовать с Международным олимпийским комитетом и международными федерациями. В мире имеется серьезная озабоченность тем фактом, что мы исключены из общего спортивного пространства. Неучастие России снижает интерес и средств массовой информации, и бизнеса к Олимпийским играм. Время еще есть, надо активно работать в этом направлении, продолжать поддерживать контакты с президентами международных спортивных федераций.

- Удалось ли создать сопоставимый по насыщенности календарь внутренних соревнований? В каких видах спорта в этом плане наилучшая ситуация, а где имеются проблемы?

- Когда были объявлены санкции со стороны международных федераций, мы по поручению президента и правительства разработали комплекс мер антисанкционного характера. В первую очередь он направлен на увеличение количества соревнований для того, чтобы сохранить конкурентоспособность, организацию стартов в новом формате, приглашать к участию дружественные страны. И такие соревнования уже прошли.

Первым примером стали Летние игры паралимпийцев «Мы вместе. Спорт», в которых приняли участие спортсмены из Армении, Белоруссии и других дружественных стран. Мы продолжаем развивать проект «Игры стран СНГ». Практически все федерации подготовили и уже начали реализовывать программу коммерческих стартов, у которых будет открытый формат. Отдельно принята программа сотрудничества с белорусскими коллегами, так как санкции распространились и на белорусский спорт. По сути дела, у нас сегодня единое спортивное пространство. В конце августа проведен Кубок Содружества по биатлону. Так что критического изменения, снижения или отрицательной динамики по количеству соревнований мы не видим ни в каких видах спорта. Это задача, которая является сейчас для нас приоритетной.

В августе - сентябре впервые спустя 30 лет проведена Спартакиада сильнейших. Она включает в себя 39 видов спорта, 12 регионов России. Его программа во многом совпадает с программой Олимпийских игр в Париже. По итогам Игр предполагается выплата призовых спортсменам, чтобы сохранить для них все социальные гарантии. Мы внесли соответствующие изменения в Единую всероссийскую спортивную классификацию для того, чтобы по итогам нового формата соревнований присваивать разряды и звания и спортсменам, и тренерам.

По модели «Бриллиантовой лиги» будет проведена серия турниров для легкоатлетов. Хорошими знаками были мероприятие по художественной гимнастике и Кубок Поддубного по борьбе. Казань провела первый этап Игр дружбы по трем видам спорта: прыжки в воду, плавание и синхронное плавание. Принять в них участие в столицу Татарстана приехали представители 16 государств. Все летние виды спорта активно предлагают новые форматы соревнований. Как правило, открытые, с приглашением атлетов не только из дружественных стран.

- То есть Россия по-прежнему ждет на своих стартах спортсменов со всего мира?

- Да. Я считаю, что использовать в спорте понятие «дружественная - недружественная» категорически нельзя. Для нас все спортсмены одинаковые. Россия открыта для приезда спортсменов с любых континентов, из любых стран.

- Как отсутствие международных стартов влияет на финансовое положение топовых спортсменов, которые получали там призовые? Изменился ли размер вознаграждений на внутренних российских соревнованиях?

- Как я уже отметил, некоторые соревнования, например по легкой атлетике, фактически стали носить более коммерческий характер. По результатам каждого старта и по подведению итогов всех этапов спортсмены получают бонусы и материальное вознаграждение. Да, это не вполне соответствует размеру призовым той же «Бриллиантовой лиги». Но количество спортсменов, которые там выступали, было всегда минимальным. А на российских стартах могут принимать участие молодые атлеты, что повышает их мотивацию в спорте.

Спартакиада, организованная в этом году, предполагает выплаты призовых на уровне премий чемпионатов мира за первое, второе, третье места. То есть мы стараемся компенсировать потери спортсменам. Так, например, Союз биатлонистов совместно с Федерацией лыжных гонок прорабатывает вопросы, связанные с материальным стимулированием и организацией коммерческих стартов. Это было поручение президента правительству и министерству спорта - найти партнеров для подобной системы финансирования. Также на стадии решения находится вопрос топовых спортсменов, которые имели западных рекламные спонсоров, - мы надеемся, что их заменят российские компании. Мы никак не изменили размер стипендий и заработной платы тренеров и спортсменов сборных команд, которые находятся на ставках Центра спортивной подготовки.

С моей точки зрения, серьезного кризиса в российском спорте нет. Хотя вся страна сейчас находится в общей сложной ситуации. И еще во время пандемии я всегда говорил, что спортсмены не должны быть исключительной частью общества. Всем нам необходимо совместно переживать трудный период, а спортсменам показывать пример стойкости.

- Сборные России по игровым видам не допущены к официальным международным стартам, а клубы - к еврокубкам. Целесообразно ли в подобной ситуации поднимать вопрос об ужесточении лимита на легионеров?

- Мы приняли определенное решение с Российским футбольным союзом, но до того, как были введены санкции. Сейчас предусмотрен максимум в клубе до 13 человек и до восьми игроков на поле. Этот сезон покажет, как эта схема работает. В этом вопросе Минспорта ориентируется на экспертное мнение РФС и клубов.

Что касается других видов спорта, в частности баскетбола, посмотрим - надо проанализировать ход национального чемпионата. Но в целом есть тенденция на минимизацию легионеров.

- С начала работы Единого регулятора азартных игр (ЕРАИ) изменилась система сбора и распределения целевых отчислений от букмекерских компаний. Как вы можете прокомментировать ситуацию с внебюджетным финансированием спортивной отрасли после начала работы ЕРАИ? Есть ли у вас понимание, как эту работу можно улучшить?

- Букмекерская деятельность является еще одной возможностью внебюджетного финансирования спорта. И мы считаем, что министерство спорта должно иметь больше полномочий по доступу к объему средств, которые приходят в спорт через букмекерскую отрасль. В том числе иметь полномочия по направлению этих средств на социально значимые проекты. В этом мы видим ресурс и потенциал использования букмекерских отчислений.

- Президент поручил представить предложения о целесообразности усиления централизации управления в сфере спорта. Нуждается ли российский спорт в большей централизации управления? Если да, то в каких областях и что именно предполагается изменить?

- В докладе на заседании Совета при президенте мы озвучили наше видение проблем, связанных с системой управления отечественным спортом. Здесь имеются два аспекта. Первый - это вертикаль: федеральный уровень, региональный, муниципальный. Необходима унификация структуры управления в регионах, так как сейчас она очень разрозненная: на местах есть и министерства, департаменты, и управления. Мы разработали методические рекомендации по структуре органов управления в регионах, направили их на имя глав субъектов, чтобы им были понятны единые критерии и основания для формирования системы. Но сегодня федеральное министерство спорта не имеет прямого влияния на формирование кадрового состава региональных министерств. Только по соглашению с главами могут согласовываться руководители региональных органов, что в итоге иногда приводит к сложностям в реализации государственной политики.

Второй аспект вытекает из первого. Сегодня в России очень много организаций оказывают физкультурно-оздоровительные услуги - больше 160 тысяч. И министерство спорта не может осуществлять над ними контрольно-надзорную функцию. Мы не знаем, какого качества услуги предлагаются, какой квалификации специалисты работают. Поэтому и предлагаем ввести лицензирование их деятельности министерством, как это действует в системе образования.

Период пандемии продемонстрировал, что только государственный централизованный механизм управления позволяет преодолеть сложные времена. И спортивная отрасль не является чем-то уникальным. Она тоже требует внесения соответствующих коррективов в модель управления. Тем более есть пример Китая, который взял за образец советскую модель с максимальной централизацией и вертикалью управления и успешно ее реализует. Успехи китайского спорта для всего мира сегодня очевидны. Здесь придумывать ничего не стоит, надо просто изучать собственный опыт и традицию.

- Кстати, о советском спорте. В 2023 году Министерство спорта отмечает 100-летний юбилей. Какой именно период вы считаете наиболее успешным в истории отечественного спорта? Кого из ваших предшественников на посту министра (или главы Спорткомитета СССР) считаете сильнейшим руководителем, чей опыт изучаете с наибольшим интересом?

- Сложно ответить однозначно, так как в каждом историческом периоде были свои задачи. Когда в начале 1920-х формировались структура и госорганы, спорт был в первую очередь кузницей кадров для труда и обороны. И эта задача, по сути, сохранялась весь советский период. Первое время становления я считаю очень успешным, потому что страна тогда тоже пребывала фактически в изоляции, а в олимпийской изоляции находилась до 1952 года, но внутри спорт развивался успешно. Все задачи решались и в годы НЭПа, и в период индустриализации. Во времена Великой Отечественной войны колоссальное количество спортсменов ушло на фронт.

С точки зрения спорта высших достижений и управления отраслью как системой, о которой я говорили ранее, считаю очень успешным период, когда Госкомспорт возглавлял Сергей Павлович Павлов (1968−1982 гг. — Прим. БС). Тогда, с одной стороны, произошла максимальная централизация, а с другой стороны, интеграция спорта во все другие отрасли. Сложилась и заработала мощная государственная система управления в области спорта, появилась единая система, включающая Главспортпром, спортивную медицину, спортивные федеральные центры на всей территории союзных республик. СССР осуществлял успешную международную деятельность: провели Всемирную Универсиаду в 1973 году, Олимпийские игры в 1980 году. Показал выдающиеся достижения в 1968 году на Играх в Мексике, в 1972-м в Мюнхене и в 1976-м в Монреале.

- Какие мероприятия планируется организовать в связи с юбилеем министерства?

- Мы планируем создание Мемориала спортивной славы и расширение Государственного музея спорта. Необходимо строительство отдельного здания, учитывая то количество экспонатов, которые сейчас имеются. Хотим благоустроить территорию вокруг, открыть парк, сделать его доступным для москвичей. Планируем и проведение ряда соревнований, посвященных 100-летию. Также впервые за 50 лет будет издана энциклопедия отечественного спорта. Проведем ряд конференций в наших ведомственных вузах. Совместно с нашими коллегами из других стран, прежде всего стран СНГ, планируем организацию мероприятий. В частности, отметим в следующем году 55-летие базы «Цахкадзор» в Армении.

То есть следующий год будет особым: есть время разбрасывать камни, и есть время их собирать. Это мы и намерены делать в 2023-м. «Время собирать камни» - вот посыл юбилейного года.

Досье / Олег Матыцин

  • Родился 19 мая 1964 года в Москве
  • Доктор педагогических наук, профессор
  • С 2006 по 2015 год являлся президентом Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)
  • С 2005 по 2015 год - президент Российского студенческого спортивного союза (РССС)
  • С 2015 по 2021 год является президентом Международной федерации университетского спорта (FISU)
  • С 2015 по 2021 год является президентом Международной федерации университетского спорта (FISU)
  • С 2020 года - министр спорта Российской Федерации

Мария Филиппова, «Большой спорт».