Движ в Париж. Брейк-данс получает олимпийскую прописку. Алтайский вариант

Движ в Париж. Брейк-данс получает олимпийскую прописку. Алтайский вариант Движ в Париж. Брейк-данс получает олимпийскую прописку. Алтайский вариант

Международный Олимпийский комитет включил в программу летних Олимпийских игр четыре вида спорта. Три из них - сёрфинг, скалолазание и скейтбординг - дебютируют в олимпийской программе на Играх в Токио в 2021 году, а брейк-данс стартует в Париже в 2024 году. Какие шансы увидеть в соревнованиях по уличному танцу спортсмена с Алтая?

Поле для экспериментов

В последние годы интерес к Олимпийским играм со стороны молодой аудитории падает - такой неутешительный вывод сделали представители МОК, проанализировав данные зрительской аудитории. В погоне за вниманием молодёжи, олимпийскому комитету частенько приходится корректировать олимпийскую программу. Вот и на этот раз чиновники надеются, что присоединение к главным событиям четырехлетия уличных соревнований будет способствовать привлечению зрителей.

«Эти четыре вида спорта полностью соответствуют нашей программе развития олимпийского движения. Они гендерно-сбалансированы, являются городскими и позволяют нам держать связь с молодым поколением», - говорит президент МОК Томас Бах.

Нововведения многие специалисты встретили с опаской, особенно ярко это выразилось в отношении брейк-данса. Мол, какое отношение этот танец имеет к спорту? Другие аргументировали свою позицию предыдущим опытом новаций: появление на Олимпиаде бейсбола, гольфа или соревнований по сноуборду не сильно повлияли на увеличение зрительской аудитории. Но борьба за внимание молодого зрителя продолжается. Поэтому, как вариант, не за горами появление на Олимпиаде киберспорта. А почему нет?

Но всё же, сможет ли брейк-данс привлечь внимание молодёжи к Олимпийским играм? Почему организаторы выбрали именно этот танец? Ведь есть же куда более популярные и эффектные классические бальные танцы.

Сами по себе

Многие ребята моего поколения в школьные годы увлекались брейк-дансом. Практически в любом сельском доме культуры или городских детских юношеских центрах, можно было увидеть молодёжь в шапках или банданах, а на сцене лист ДСП - на нём пацаны исполняли различные трюки и упражнения.

Тренеров по брейк-дансу ещё не было, поэтому движения танцоры учили по специальным урокам на кассетах VHS, которые передавали из рук в руки и затирали до дыр, а неофициальным гимном этих ребят был «Freestyler» или отечественный трек «В ритме электро». Это было примерно двенадцать лет назад. Постепенно популярность брек-данса угасала, и, казалось, что сейчас уже мало увидишь молодых людей, увлекающихся этим танцем.

Но теперь уличные танцоры получают возможность выйти на международное официальное соревнование, чтобы представить там свою страну! Как развивается брейк-данс в нашем регионе и есть ли шанс увидеть на соревнованиях по брейк-дансу своего земляка?

Для ответа на эти вопросы мы отправились в Бруклин. Нет, не в район Нью-Йорка, а творческую студию - одну из ведущих танцевальных школ Барнаула по подготовке танцоров брейк-данса. Занятия в студии проходят в трёх залах в разных районах Барнаула, а всего в студии «BROOKLYN» брейк-дансом занимаются около 140 ребят от пяти лет и старше. А по всему Алтайскому краю танцоров наберётся порядка 300.

Мы пришли на занятие Максима Моисеенко. Его творческий путь начался в середине нулевых - тогда хип-хоп культура в России только набирала свою популярность, а на музыкальных каналах крутили клипы зарубежных рэперов. В России свои рэп-исполнители, художники-графисты и брейк-дансеры только зарождались.

- В каком-то клипе на ТВ я увидел, как танцевали брейк-данс. Мне этот танец очень сильно понравился: он был креативным, отличался от остальных стилей, в нём можно было делать штуки, которые я раньше никогда не видел. Вдохновлённый этим танцем я записался на секцию, стал много тренироваться и постепенно стал ездить на соревнования, - вспоминает Максим начало своей карьеры.

Сейчас он закончил свою танцевальную деятельность и сосредоточился исключительно на преподавании. По его словам, очень сложно совмещать два дела одновременно. Теперь всё его время посвящено детям. Тренировка начинается с обычной разминки, затем статические упражнения на ноги и руки, постепенно ребята начинают «растанцовываться», переходя от лёгких элементов брейк-данса к более сложным. Не обходится без отжиманий и планки.

- Чтобы ребята легко осваивали новые элементы, я придумываю плавные вариации, и мы чередуем их с ранее изученными движениями. Кульминация любой тренировки «джем» - танцоры встают в круг, затем каждый их них выходит в центр и показывает другим какие движения он освоил, - рассказывает Максим.

Бывает, что родители приводят совсем маленьких детей, которые только-только научились стоять на ногах. Конечно, их ещё рано учить брейк-дансу, преподаватели занимаются с ними хореографией. Такие занятия укрепляют мышцы, формируют растяжку, совершенствуют координацию движения и являются хорошей базой на будущее. За пятнадцать лет брейк-данс прошёл путь от уличного до профессионального танца. Если раньше не было никаких специальных помещений, профессиональных преподавателей, обучающих курсов, не было даже музыки для брейк-данса, то сейчас всё изменилось.

Официальный статус

В феврале 2020 года началась работа по включению брейк-данса в Союз танцевального спорта Алтая - представители спортивной организации формируют нормативную базу, готовят необходимые документы. Из-за пандемии коронавируса работу пришлось прервать на несколько месяцев. Осенью она возобновилась. Основная сложность состоит в том, что брейк-данс как вид спорта создаётся с нуля. Единого мнения среди танцоров по поводу включение брейк-данса в программу Олимпийских игр нет. Возможно, из-за этого будет введена некоторая цензура, возможны ограничения в стилях танца или музыке. Одни считают, что это приведёт к расколу в движении - кто-то сосредоточится на официальных соревнованиях (Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы), а кто-то останется в андеграундской культуре. Но в целом танцоры воспринимают данную новость положительно. Ежегодно, начиная с 2019 года, проходит чемпионат России по брейк-дансу. Представители Алтайского края ещё ни разу не принимали в нём участия. Причину танцоры из Барнаула называют только одну - финансовую. Одно дело поехать на сибирские соревнования в Новосибирск или Томск - для спортсменов это не такое затратное дело, но поучаствовать в турнирах в Москве, Петербурге или Казани уже проблематично.

Поэтому огромный плюс «огосударствления» брейк-данса танцоры видят в том, что у спортсменов появляется возможность участвовать во всероссийских соревнованиях. Плюс, появятся краевые турниры. При дефиците местных соревнований по брейк-дансу - это большое дело.

Надежда на медали

Впервые брейк-данс был представлен в турнире под эгидой МОК на Юношеских Олимпийских играх в 2018 году в Буэнос-Айресе. А первым в истории победителем ЮОИ в соревнованиях по брейк-дансу у мужчин стал россиянин Сергей Чернышев. Он родом из Воронежа и ему только 20 лет. На данный момент россияне входят в число лучших танцоров мира, сильные представители у Южной Кореи, высокий уровень показывают французы.

В брейк-дансе пока нет чёткого регламента, не менее важным вопросом остаётся судейство. Соревнования в брейк-дансе проходят в виде баттлов. Победителей определяет судейская команда. Не посвященному в тонкости зрителю чаще всего непонятно, почему победу присудили тому или иному танцору. Поэтому эта дисциплина находится в поиске идеальной судейской системы, которая бы сделала судейство максимально прозрачным, быстрым, непредвзятым и понятным для спортсменов и болельщиков. На данный момент систем оценивания несколько, и они отличаются друг от друга количеством оцениваемых критериев.

- Когда брейк-данс был направлением андеграунда, участников оценивали опытные танцоры. Они знали, какое надо делать движение под бит, какое течение должно быть в стиле, как правильно сделать переход. Когда брейк-данс стал олимпийским видом спорта, эти критерии стали неуместны. Сейчас больше ценится техника исполнения. Но при таком судействе будет теряться оригинальность и креативность. Болельщики оценивают брейк-данс только по силовым движениям, если человек покрутился на голове - это круто, но если ты не в теме, то ты не сможешь понять, что человек, который исполнил танец, смотрится интереснее, чем человек, который исполнил трюк. Трюк - это не всегда победное движение, это зрелище, но не победное. Вот в этом вся разница, - говорит Максим Моисеенко.

Международным федерациям по брейк-дансу предстоит проделать большую работу, чтобы брейк-данс приобрёл черты спортивной дисциплины. Но как бы то ни было, через четыре года в мире будет олимпийский чемпион по брейк-дансу.

Олег ХАРЛОВ.

Фото Дарьи ЯБЛОНСКОЙ.