Физкультурная прививка. Как сделать её массовой

Физкультурная прививка.  Как сделать её массовой Физкультурная прививка. Как сделать её массовой

Внимательно изучив материалы, изложенные на страницах газеты «Алтайский спорт» в публикациях «Сила в единстве» в № 4 от 29 апреля и «Осознанный подход» в № 5 от 31 мая и № 7 от 31 июля, выскажу свою точку зрения на тему повышения массовости в занятиях физкультурой и спортом как минимум по трем позициям.

Взрослых - в школу!

К началу 2025 года число занимающихся физкультурой и спортом в Алтайском крае должно достигнуть 56,5%. Показатель очень серьезный. Сейчас много говорят о строительстве спортивных объектов в регионе. Дело, безусловно, важное и нужное. Программы «Спорт - норма жизни» и «Поддержка местных инициатив», Краевая адресная инвестиционная программа и ряд других преображают регион в плане спортивной инфраструктуры в лучшую сторону. Но, скажем честно, до того времени, когда качественныеспортивные объекты появятся в каждом селе, еще очень далеко. А из дальней деревни в райцентр на стадион или в новый спорткомплекс не наездишься. Поэтому если мы печемся о массовости, в первую очередь необходимо обеспечить повсеместную доступность уже имеющихся спортивных объектов.

Как я уже заметил, в наибольшей степени это касается сельских поселений. В них, как правило, имеется только один стабильный спортивный объект - это спортивный зал учебного заведения. Редко, но все-таки бывает, что при школах действует еще так называемый пришкольный стадион.

Вот их и надо загрузить, учитывая наибольшую доступность этих объектов для селян. Мало того, что регулярно тратить время и деньги на поездки за пределы своего села им не с руки, ведь надо учитывать и образ жизни деревенского человека. Чтобы он пришел на спортобъект, тот должен быть у него под боком.

Но зайти взрослым людям в школьный спортзал пока довольно сложно (напомним, что для выполнения целевого показателя нужно привлечение всех групп населения. — Прим. «АС».). Для этого потре-буются не только административные усилия, но и принятие ряда разрешительных нормативных документов. На сегодняшний день частично этот вопрос решается, но в основном за счет личностных отношений.

Что, на мой взгляд, надо сделать документально (это подписание неких соглашений, издание приказов и т. д.):

а) снять вопрос безопасности (разработать правила допуска посторонних лиц в здание школы),

б) обеспечить оплату сотрудникам школы за дополнительную работу (ту же уборку зала в вечернее время после занятий),

в) найти и назначить ответственного за внеурочные занятия в школе (это может быть учитель физкультуры, спортивный методист, любитель спорта),

г) исключить претензии со стороны проверяющих в нецелевом использовании площади школы и ее ресурсов (расход электроэнергии).

Единый подход ко всем группам населения позволит руководителям учебных заведений без оглядки и препятствий предоставлять сельским жителям спортивные залы учебных заведений.

Но невольно возникает еще вопрос оплаты труда человека, ответственного за занятия спортом жителей села в школе. Кто это будет делать? Да и ответственного за эти занятия подобрать не так легко. Желательно, чтобы это был учитель физической культуры. Но не всегда учитель физкультуры на добровольных началах берется ежедневно вести дополнительную работу. А методистов по спорту нет. Конечно, можно найти и энтузиаста спорта - это тоже вариант, но какой с него спрос?

Для сельских районов вопрос грамотной организации занятий населения физкультурой и спортом является ключевым, если говорить о достижении национальной задачи.

ГТО - в классе, корпоратив - в спортзале

На первом этапе кампании по широкому охвату населения физкультурой и спортом наибольшее внимание было уделено школьникам. И сейчас они уже отражены в статистике как занимающиеся минимум на уроках физкультуры.

Кстати, учителям физкультуры количество детей, сдавших нормативы ГТО, не всегда интересно. И если говорить открыто, они в увеличении значкистов не заинтересованы и ведут эту работу слабо. Мы в Ребрихинском районе активно практикуем выезды специалистов Центра тестирования ГТО к месту учебы школьников в села, чтобы организовать детей и дать им возможность выполнить нормативы. Результат виден, но будет лучше, если в каком-либо акте (документе) школы несли бы ответственность за данные показатели. На мой взгляд, Министерству спорта Алтайского края необходимо отразить этот момент в межведомственных документах (соглашениях и т. д.).

К примеру, в последнее время активно стали обращаться в Центр тестирования ГТО силовые структуры (полиция, Росгвардия), так как появились некоторые требования к данной категории служащих.

Опять же, наша общая задача, чтобы и другие государственные структуры (федеральные и краевые) были заинтересованы в увеличении в своих рядах значкистов ГТО и могли их отразить в статистике активно занимающихся физкультурой и спортом. Особенно мы ждем работников сфер здравоохранения и образования, где работает большое количество людей, понимающих значение здорового образа жизни.

И таких структур множество (например, военкоматы, Пенсионный фонд, социальная защита, центры занятости, Росреестр, многофункциональные центры, ветстанции, энергетики и т. д).

Общаясь с работниками этих и других организаций и предприятий у себя в Ребрихинском районе, прихожу к выводу, что люди готовы к выполнению норм ГТО, а может, даже хотят прийти и проверить свои физические возможности на спортплощадках, но ждут определенного толчка.

В свою очередь, мы, организаторы спорта в муниципальных образованиях, ждем так называемого заказа на выполнение этих услуг. Мы ждем заказа не только в привлечении населения к выполнению норм ГТО, но и в организации физкультурно-спортивной работы среди трудящихся района.

Сами мы не сидим сложа руки: активно подключили к сдаче норм ГТО ветеранов, муниципальных работников (в администрации района сдали нормативы ГТО 18 человек во главе с главой района).

Считаю, большие резервы для привлечения населенияк регулярным занятиям физкультурой и спортом имеет корпоративный спорт.

В Ребрихинском районе уже давно практикуется проведение районных спартакиад (спортивных праздников, дней здоровья и т. д.) с участием жителей различных категорий и отраслей (ветераны, муниципальные работники, депутатский корпус, педагогические работники, работники агропромышленного комплекса и другие).

Все активнее стали обращаться к нам различные структуры для организации спортивной составляющей своих профессиональных праздников. А это хороший толчок для дальнейшего привлечения жителей района хотя бы к разовым занятиям физкультурой. Интерес к активному времяпровождению появляется, его необходимо поддержать.

И здесь возникает вопрос: кто этим может или должен заняться, когда люди станут еще более активными и наших нынешних организаторских возможностей уже не хватит (их не хватает и сегодня)?

Необходимы центры ФКиС

Сейчас вся организаторская спортивная работа в муниципалитетах лежит на плечах одного управленца (председателя местного спорткомитета или начальника соответствующего отдела) и работников районной спортивной школы, которые заняты подготовкой спортивного резерва. Понятно, что в ежедневном режиме работать со взрослым населением в таком составе сложно. А в зимнее время без решения вопросов с использованием спортивных залов общеобразовательных учреждений - невозможно.

Центры физической культуры и спорта - механизм более гибкий. На мой взгляд, его наличие позволит иметь еще одну-две ставки спортивных работников в районе, а также почасовую оплату для людей, которые могли бы заниматься с населением.

Польза дополнительных специализированных учреждений хорошо видна на примере отрасли культуры в муниципальном районе. Кроме штатной единицы в администрации района, на районную культуру работают учреждения дополнительного образования (музыкальная школа, центр творчества и т. д.) - они занимаются с детьми. А Дом культуры охватывает своими мероприятиями взрослое население. То есть, Дом культуры со штатом методистов фактически выполняет работу, какую мог бы делать ЦФиКС на ниве физкультуры и спорта.

Сергей ТАРАСОВ, председатель спорткомитета администрации Ребрихинского района.

«Алтайский спорт» № 8 от 31.08.2020