В минувшие выходные барнаульский клуб автомототуристов «Горизонт» отметил своё 40-летие

В минувшие выходные барнаульский клуб автомототуристов «Горизонт» отметил своё 40-летие В минувшие выходные барнаульский клуб автомототуристов «Горизонт» отметил своё 40-летие

К юбилею клуба «Алтайский спорт» предлагает нашим читателям «отчёт» Заслуженного путешественника России Виктора Пантыкина о походе алтайских автомототуристов длиной в четыре десятилетия.

Повторить невозможно, объяснить сложно!

В феврале исполняется 40 лет одному из самых известных и самому титулованному в России и бывшем СССР, клубу автомототуристов «Горизонт» из столицы Алтайского края - города Барнаула.

…Зимой 1980 года в газете «Алтайская правда» появилось объявление о создании клуба мототуристов при краевом Совете Всероссийского добровольного общества автомотолюбителей (ВДОАМ). Инициатором создания стала председатель Центрального районного Совета города Барнаула Галина Зверева.

До «Горизонта» секции и клубы автомототуризма уже существовали при Котельном заводе, городском клубе туристов, Политехническом институте, Сельхозинституте, заводе Мехпрессов… Ведь история Алтайского автомототуризма берет начало в далеком 1951 году. Галина Сергеевна сумела собрать под свои знамёна новичков и уже маститых спортсменов, таких, как Евгений Данилович Бурец - основатель АМТ на Алтае, Пантыкин Виктор - опытнейший мотопутешественник.

На первом организационном собрании остро стал вопрос о названии клуба. Было предложено около десятка имён: от громких - «Стальные крылья», «Мото-Ява» до банальных - «Барнаул». Победило предложение Володи Трутанова - «Горизонт».

Вспоминая походы

Первый поход. К нему тщательно готовились, проверяя все до мелочей. Возглавил его уже имеющий туристский опыт Коренев Александр. Весна 80-го года оказалась затяжной и маршрут первой категории оказался сложнее, чем ожидалось. Одна переправа на обычных лодках через реку Чумыш с разборкой мотоциклов запомнилась надолго…

В последующие годы были совершены сотни путешествий, пробегов, слетов, соревнований, пройдены миллионы километров по Советскому Союзу и за рубежом. За это время в стране заговорили об алтайском моторизованном туризме как наиболее динамично развивающемся. И всегда костяк сборной края составляли ребята из «Горизонта».

Дебют на Всесоюзных соревнованиях в 83 году в Волгодонске нельзя назвать удачным - 13 место из 35 команд. Но уже на следующий год, в Саратове, на Чемпионате РСФСР, Алтай был уже четвертым и получил право защищать спортивную честь России на II Всесоюзном слете туристов в городе Верховина (Западная Украина). Клуб стал кузницей кадров для профессионального автомотоспорта. В Саратове и Верховине дебютировал известный алтайский гонщик по ипподромным автогонкам на льду Василий Кузнецов. На этом слёте наша команда принесла сборной РСФСР наибольшее количество зачётных очков, отодвинув назад законодателей в этом виде спорта - прибалтийские республики Эстонию и Литву.

1985-й год для клуба был очень удачным: успех в Верховине, команда вошла в ТОП-10 команд, приглашенных на Международные соревнования мототуристов «Слет Друзей Явы» в Чехословакии в честь 40-летия освобождения Праги, впервые пройден суперсложный маршрут из Алтая в Саяны, который до сих пор носит грозное имя «Поход века № 1». Потом были ПВ № 2…6. Это действительно героические маршруты, повторить которые по плечу далеко не каждому.

За первопрохождение вокруг озера Байкал в 87-м году четыре «горизонтовца» впервые получили золотые медали Чемпионов СССР!

В 1988 году снова успех на чемпионате Советского Союза - пройден супер сложный маршрут из Казахстана в Алтай, о котором местные жители до сих пор слагают легенды и небылицы.

Сезон-88 года был очень напряженным. Из-за нехватки средств сборная Алтайского края не смогла участвовать во Всероссийском слете автомототуристов в Ярославле. Хотя в 86 году, в Тольятти, сборная края была первой во всех номинациях. Вспоминается курьезный случай - разговор представителей команд Узбекистана и Латвии. Рассуждая об неоспоримом лидерстве алтайской команды, они сошлись во мнении, что «из-за отсутствия дорог на Алтае» ребята имеют такой феноменальный результат! А на Всесоюзных соревнованиях наших ребят принимали за сборную Албании из-за госномеров на наших мотах - «АЛБ»!

Тем не менее, нас пригласили защищать честь сборной России 6-го состава на III Всесоюзном слете туристов, который проходил на Урале - в г. Каменск-Уральский.

Хочется отметить, что каждая республика Союза ССР могла выставить только одну команду. Такое же право имели Ленинград и Москва. Сборной же России разрешалось выставлять шесть команд. И здесь хочется вспомнить доброжелательность своих коллег-соперников из других регионов РСФСР. Ведь главным результатом подобных соревнований был командный успех. Все вспомнили Верховину, где наша команда выступила лучше всех российских команд, но свои очки отдала 4-му составу. В итоге - первый состав сборной России, в которую входили лучшие водники, пешеходники, велотуристы, горники, спелеотуристы, автомото даже не вошла в тройку призеров.

Учитывая этот печальный просчет, сборные автомототуристов Приморского края и Новосибирской области, которые должны выступать за I и II состав сборной России, попросили представителя команды РСФСР сделать перезаявку, т. е. они добровольно признали команду «Горизонта» лидером сезона. И ребята не подкачали - стали лучшими среди российских команд и третьими в общем зачете среди АМТ. А в коронном виде прибалтов - триале стали лучшими! В итоге первая сборная России в Генеральном зачёте праздновала победу!

Некоторые скажут «рисковать можно у себя дома - на Алтае». Но эпопея 89 года по Памиру тоже вошла в золотой фонд «Горизонта». Мы впервые прошли вдоль реки Бартанг в самом сердце Памира. Вспоминаются огромные перепады высот (выше горы Белухи), движение по вырубленным в скалах тропам - оврингам, где даже двум пешеходам не разойтись…

В 91 году двое «горизонтовцев» в составе сборной Узбекистана совершили уникальное путешествие по пустыне Кызыл-Кумы, пересекая её с Запада на Восток.

92, 93 годы были особенно трудны. Развал Советского Союза, всеобщая депрессия во всех сферах народного хозяйства сказались, в том числе, и в туризме. Но даже в это время «Горизонт» продолжал проводить слеты, соревнования, ходить в походы, хотя до великих свершений было уже далеко.

По инициативе Александрова Аркадия Викторовича в 1995 году было создано юношеское отделение «Горизонта» при краевом центре детско-юношеского туризма. Это дало мощный толчок в развитии спортивного мототуризма. Появились новые имена и как результат успешное выступление «Горизонта» в Российском слете мототуристов в городе Обнинске в 1996 году, в моторалли «Белые ночи» в Питере в 97-ом. 17 апреля этого года «Юношам» «стукнет» уже 25 лет!

Есть такая поговорка «Хорошее лучше видится издалека». Владимир Мальцев, который уже 25 лет живет в Германии, считает, что лучше «Горизонта» нет и не было. И ему есть с чем сравнивать - он является членом сразу нескольких немецких мотоклубов.

Конечно, чтобы вырастить классного спортсмена, нужны годы. Здесь главное не форсировать события - не нужно даже очень хорошо подготовленного молодого мототуриста бросать в пекло супермаршрутов. Как правило, в сильной команде он его проходит, но в душе происходит психологический надлом, какая-то боязнь перед возможными новыми трудностями. И обычно такие люди уходят. Не секрет, что зачастую мы попадаем в экстремальные ситуации, где нервы оголены до предела, где нужно отбросить все личное для достижения общей цели. За эти годы мы оставили в тайге Алтая, болотах Карелии, горах Тянь-Шаня четыре мотоцикла «Ява». И бросали порой совершенно исправные машины, чтобы просто выжить.

Экипажи клуба успешно выступают в зимних видах спорта - например, в гонках мотолыжных экипажей.

Совет «Горизонта» прекрасно понимает: чтобы добиться высоких результатов, нужны сильные соперники. Поэтому в Алтайском крае через сеть Центров детского творчества создаются новые клубы. В 2011 году их насчитывалось 18. Под патронажем клуба проводится крупнейший старт автомототуристов Западной Сибири - «Кубок Победы», который проводится в день Великой Победы. География этого «Кубка» ежегодно менялась: Шелаболиха, Бийск, Тюменцево, Алтайское, Табуны, Солтон, Змеиногорск, Топчиха… Даже образовывалась очередь на проведение этого красивого праздника на несколько лет вперед. Сейчас ситуация изменилась. После ухода Пантыкина Виктора, с тренерской работы произошел обвал - клубов в крае только осталось четыре. Но это уже другая история.

…При поддержке администрации Алтайского края, «Горизонт» совершает большие агитационные мотопробеги в канун Дня Победы в Великой Отечественной войне. В программах: встречи с ветеранами ВОВ, локальных войн, показательные выступления, знакомство с историческими и природными местами, организация новых секций и клубов мототуристов, пропаганда этого вида спорта в районах и городах края, участие в акции «Георгиевская лента». За плечами «Горизонта», уже в новейшей истории России: участие в экспедиция «По местами боевой славы 15 гвардейской кавалерийской дивизии», мотопробег «Барнаул - Санкт- Петербург» в честь 300- летия северной столицы России.

«Горизонт» - это люди

В чем секрет долголетия «Горизонта»? Прежде всего в людях - настоящих патриотах своего дела, в четких планах, ориентированных на высокие достижения. Хочется вспомнить тех, кто внес наибольший вклад в развитие клуба.

Это: Соболев Алексей - капитан сборной края и России, участник первого Чемпионата СССР по триалу в городе Рига, участник сборной СССР на Международных соревнованиях в Праге «Слет друзей Явы».

Грефенштейн Яков - председатель совета клуба с 1985 по 1987 год, Мастер спорта СССР, Чемпион СССР, Заслуженный путешественник России, руководитель мотогруппы, которая совершила самый длинный мотопоход в истории алтайского АМТ, протяженностью 14000 километров через всю Среднюю Азию, Кавказ, Поволжье, Урал. К сожалению, Яша три года назад умер.

Белобородова Ольга - член сборной края на «Слете Друзей Явы» в Праге, обладатель Главного приза, основатель триала и скийоринга в Алтайском крае.

Некрасов Анатолий - автор эмблемы клуба, председатель Совета клуба с 1989 по 1990 год. Чемпион СССР. Сумел на своей «шестерке» на равных конкурировать в авторалли «Россия» в Челябинске с профессиональными гонщиками на специально подготовленных автомобилях, заняв II место.

Кузнецова Наталья - Чемпион СССР, Заслуженный путешественник России, судья республиканской категории, бессменный секретарь всех соревнований, которые проводил «Горизонт» в начале нулевых.

Пантыкина Наталья - кандидат в Мастера спорта, многодетная мать. По совместительству - «матушка» клуба, которая знает ВСЕ ПРО ВСЕХ.

Трутанов Владимир - Мастер спорта, Заслуженный путешественник России. Он единственный, кто выдержал эту 40- летнюю гонку. По состоянию здоровья решил уйти из большого мототуризма, продал «старушку» Яву, но пересел за баранку своего авто и в этом году собирается в Крым!

Поляков Александр - Мастер спорта, двухкратный чемпион СССР, Заслуженный путешественник, лидер бийского мотоклуба «Ява-Иж-спорт», всегда усиливал сборную Алтая.

Романченко Лариса - единственная женщина-мототурист в Алтайском крае имеющая звание «Снежный барс Алтая» за мотовосхождение на гору Монгун-Тайгу (высотой около 4000 м)!

Овинникова Наталья - Чемпион России, судья первой категории. Даже с грудным ребенком старалась помочь клубу в проведении крупных спортивно-массовых мероприятий.

Мишурин Александр - «без пяти минут» Мастер спорта, двухкратный Чемпион России, серебряный и бронзовый призер Чемпионатов Мира, нынешний тренер юношеского отделения «Горизонта».

Сибиркин Евгений - калужский легионер в «Горизонте». Не смог найти единомышленников в своей «губернии» и в 1985 году примкнул к нам. Был участником всех самых дерзких экспедиций. К сожалению его с нами уже нет…

Семин Сергей - КМС, непревзойденный мастер постановки дистанций для соревнований. Это всегда свежо и неожиданно для участников.

Кузнецов Дмитрий - лучший фотограф клуба. Его фоторепортажи украсили многие выставки.

Драничников Юрий, Мельников Андрей, Заушицына Надежда, Шиллер Валерий, Садыков Марат, Сокол Василий, Поддымников Андрей, Москаленко Иван - вот те ребята из других городов и сел Алтайского края, которые активно участвуют во всех наших начинаниях. Список можно продолжать. Каждый из сотен парней и девушек оставили клубу частичку своего сердца. И ни один из них не сказал, что это было напрасной потерей времени и денег.

К слову сказать, членами «Горизонта» были ребята из: Литвы, Москвы, Узбекистана, Иркутска, Новосибирска, Бийска и Одессы. Устав клуба позволяет это.

Недавно

В последние годы «Горизонт» провел крупные акции: пять лет подряд - Мотофестиваль памяти Романа Добкина, Мотоальпиниаду «Монгун-Тайга», чемпионат России 2009 года, где команда клуба стала победителем. Самые опытные и маститые члены клуба приняли участие в организации и судействе Международного туристско-спортивного фестиваля «Большой Алтай - 2013» в Монголии, «Кубок России - 2014» в Алтайском крае, «Большой Алтай - 2015» в Китае, а также шесть лет подряд - в краевом празднике «Алтайская зимовка».

«Крайние» успехи клуба были совсем недавно: в 2018 году «Горизонт» - обладать Кубка России, бронзовый призер чемпионата Мира по спортивному мототуризму.

Планы на 2020 год

Клуб планирует провести в Барнауле мотолыжные гонки «Кольцо мужества», традиционный «Кубок Победы» в Топчихе, попробует одолеть чиновников и возродить мотопробег в честь 75- летия в Великой Отечественной войне, участие в «Кубке России».

Пожелаем «Горизонту» новых горизонтов в своих начинаниях, успехов в спортивных достижениях и всегда быть на «острие атаки»!

Фото из архива клуба.

Пантыкин Виктор,
Мастер спорта СССР, Заслуженный путешественник России, Снежный Барс Алтая,
Почетный работник министерства образования и науки РФ,
трехкратный чемпион СССР, двукратный чемпион России и двукратный обладатель Кубка России по мототуризму,
Мастер туризма.