МЯЧИК СДУЛСЯ. Социологические исследования последних лет показывают, что футбол - не самый популярный вид спорта в России и Алтайском крае

МЯЧИК СДУЛСЯ. Социологические исследования последних лет показывают, что футбол – не самый популярный вид спорта в России и Алтайском крае МЯЧИК СДУЛСЯ. Социологические исследования последних лет показывают, что футбол – не самый популярный вид спорта в России и Алтайском крае

В конце апреля мне посчастливилось прослушать в Российском международном олимпийском университете в Сочи курс «Внешние коммуникации и PR в системе спортивного менеджмента». В числе других спикеров перед нами выступали представители московской компании Sport Sensus - разработчика платформы и онлайнпродукта для оценки стоимости и эффективности спортивного спонсорства. Свои тезисы они иллюстрировали интереснейшими примерами, базирующимися на результатах, которые были получены в ходе собственного социологического исследования предпочтений болельщиков всей России и отдельных регионов. В кулуарах семинара мы побеседовали с исполнительным директором и соучредителем компании Sport Sensus Иваном Мурыгиным, который поведал нам немало интересного о болельщиках Алтайского края.

- Иван, расскажите, пожалуйста, о клиентах компании и реализованных с ними проектах.

- Назову крупнейших. Прежде всего, Российский футбольный союз, с которым мы продолжаем проект по оценке эффективности всех его спонсоров. Это концерн «Калашников», который держит 30 процентов мирового рынка винтовок для биатлона. Кроме этого, концерн производит немало товаров для повседневной жизни (недавно стал выпускать квадроциклы), и поэтому ему интересен спорт как инструмент для продвижения своей продукции. Также очень помогает советами по развитию нашего продукта Континентальная хоккейная лига. У КХЛ хорошая, здравая цель - помочь клубам в работе со спонсорами, которым надо показать, что они не просто отдают деньги командам, а получают взамен контакт с аудиторией. Мы помогаем измерить отдачу этих контактов в денежном выражении. А ещё к нам обращались власти Республики Удмуртия.

- Что вы продаёте? Что предлагаете клиентам?

- Мы предлагаем информацию, данные. Это и результаты социологических опросов, которые мы проводим самостоятельно, и данные, связанные со спонсорством и спортом. Мы просчитали эффективность каждого рекламного носителя и можем подобрать наилучшую для спонсора комбинацию элементов рекламного пакета, чтобы он получил максимальную отдачу. Мы можем оценить каждую такую комбинацию в деньгах.

- Что можно сказать про рынок спортивного спонсорства? Навскидку, куда стоит вкладываться?

- Наши исследования показывают, что очень сильно недооценен бокс. Спонсорские контракты в боксе, можно сказать, копеечные в сравнении с тем, какую отдачу они приносят.

- Вы обмолвились про региональную власть Удмуртии. Кто заказывал, для чего?

- Есть консультанты, которые работают с новым молодым губернатором. Глава республики пользовался нашими данными (выборкой по региону) для определения направлений спортивной политики. Региональные чиновники оценивали, какие виды спорта развивать, использовали результаты нашего исследования для выработки стратегии.

- Перейдем теперь к результатам вашего исследования. Конечно, в первую очередь нас интересуют предпочтения алтайских болельщиков.

- Начну с того, что экстраполяция наших данных (соотношение опрошенных и всего населения региона) даёт нам в Алтайском крае 1,6 миллиона людей, интересующихся спортом. Вывод делался по тем респондентам, которые выбрали ответы «очень интересен», «скорее интересен» и «ни то, ни другое». То есть, мы получаем в Алтайском крае 1,6 миллиона болельщиков. А вообще, мы отобрали десять видов спорта и задавали о них вопросы (подробнее о самом исследовании читайте в блоке «Об опросе». — Прим. ред.).

- Почему вы взяли именно эти виды?

- Это результат нашего анализа рынка. В нашей работе мы ориентируемся на спонсоров. И соответственно, нам интересны виды, имеющие потенциал для спонсорства. Ну и просто использовали здравый смысл, то есть выбрали те виды спорта, которые считаем наиболее популярными.

- Давайте посмотрим, какими видами спорта интересуются люди на Алтае, и сравним с общероссийскими данными.

- Интерес среди болельщиков к видам спорта распределяется так:

Таблица № 1

Российская Федерация

Алтайский край

1

Хоккей

1

Хоккей

2

Биатлон

2

Биатлон

3

Бокс

3

Бокс

4

Футбол

4

Фигурное катание

5

Фигурное катание

5

Волейбол

6

Автоспорт

6

Автоспорт

7

Волейбол

7

Футбол

8

Баскетбол

8

Баскетбол

9

Теннис

9

Теннис

10

Киберспорт

10

Киберспорт

Здесь взята сумма вариантов ответов «очень интересен» и «скорее интересен». В Алтайском крае хоккей чуть обходит биатлон за счёт большого количества ответов «скорее интересен». У биатлона, соответственно, больше голосов «очень интересен». И вообще, если мы составим рейтинг только на основании ответов «очень интересен», то получим такую тройку лидеров: биатлон, автоспорт, фигурное катание.

- Неожиданно! И совершенно удивительно видеть такие данные о футболе. Мы привыкли считать, что это спорт № 1 в мире, в России, везде…

- Уже некоторое время назад футбол утратил в нашей стране первую позицию. Ещё в 2014—2015 годах другие исследования показали, что футбол не находится на первом месте. Когда точно это произошло, я сказать затрудняюсь, так как мы сами подобные опросы ранее не проводили. И вообще, насколько я знаю, эта тема глубоко социологами не исследовалась.

Это (Таблица № 1 - прим. ред.) то, что нам показывает подсчёт ответов по конкретным видам спорта. А был и вопрос, какой вид спорта самый популярный в стране. Чувствуете разницу? В первом случае - объективный результат, во втором - субъективное представление людей о том, каким должен быть этот результат. Так вот, в целом в России люди считают, что самый популярный вид - футбол, в Алтайском крае думают, что хоккей. Получается, что ваши земляки имеют более адекватное представление об этом, чем болельщики в целом по стране (и в их числе, я - прим. В.В.).

- Спасибо за интересную информацию!

Что за опрос?

Опрос в виде телефонного интервью был проведён в апреле-мае 2017 года. На вопросы организаторов ответили 5250 респондентов из всех федеральных округов. Необходимо подчеркнуть, что в данном случае в результате соцопроса на выходе мы получаем так называемое «мягкое знание» (то есть мнение людей о чём-то) в отличие от «жёсткого знания» (объективных данных, выраженных количественно). Например, если мы спросим посетителя матча, сколько человек пришло на стадион, и он даст свою оценку - мы получим «мягкое знание», а если мы посчитаем всех болельщиков по головам - это даст объективную, «жёсткую» картину.

Респонденты выбирали по каждому из предложенных видов спорта один вариант из четырёх:

  • очень интересен;
  • скорее интересен;
  • ни то, ни другое;
  • скорее не интересен.

Был ещё вариант ответа «совсем не интересен», но при его получении опрос заканчивался - ведь что дальше спрашивать у этого респондента?

Аудитория опроса: мужчины и женщины 14−75 лет.

Некоторые выборки данных из исследования компании Sport Sensus

Футбол. Какие топ-команды называют болельщики Алтайского края

«Спонтанное» знание (респонденты называют сами): «Спартак», «Зенит», ЦСКА, московское «Динамо»…

По подсказанному знанию (корреспондент перечисляет команды и спрашивает: «Знаете что-нибудь?»): «Зенит» явно на 1-м месте, далее - «Спартак», сборная России, «Динамо» (Москва), ЦСКА (2−5 места), «Анжи», «Рубин»…

Хоккей. Болельщики Алтайского края

Спонтанно: ЦСКА - явно на 1 месте, далее примерно одинаково: «Ак Барс», СКА, «Динамо» (Москва).

По подсказке: Примерно на одном уровне: ЦСКА, «Ак Барс», «Локомотив» (Ярославль), СКА, «Салават Юлаев».

Автоспорт. Болельщики Алтайского края

Спонтанно: 1. «Формула 1»; 2. Российская дрифт-серия; 3. Дрэг-рейсинг.

По подсказке: 1. «Формула 1»; 2. Чемпионат России по ралли; 3. Российская дрифт-серия.

Волейбол. Болельщики Алтайского края

Спонтанно: 1. Сборная России; 2−4. «Зенит» (Казань); 2−4. «Белогорье» (Белгород); 2−4. «Локомотив» (Новосибирск).

По подсказке: 1. Сборная России; 2−4. «Газпром-Югра» (Сургут); 2−4. «Динамо» (Москва); 2−4. «Локомотив» (Новосибирск).

Баскетбол. Болельщики Алтайского края

Спонтанно: 1. Сборная России; 2. ЦСКА; 3. «Химки».

По подсказке: 1. ЦСКА. 2. Сборная России; 3. «Химки».

Что смотрят (по ТВ и интернету)

Алтайский край

Новосибирская область

1

Фигурное катание

1

Хоккей

2

Биатлон

2

Биатлон

3

Бокс

3

Фигурное катание

4

Волейбол

4

Бокс

5

Хоккей

5

Футбол

6

Автоспорт

6

Автоспорт

7

Футбол

7

Волейбол

8

Теннис

8

Баскетбол

9

Баскетбол

9

Теннис

10

Киберспорт

10

Киберспорт

Куда ходят смотреть вживую
Алтайский край

1

Бокс

2

Автоспорт

3−7

Фигурное катание

3−7

Волейбол

3−7

Хоккей

3−7

Киберспорт

3−7

Футбол

8

Баскетбол

9

Биатлон

В ответах на этот вопрос никто не назвал теннис. Кстати, в данных по Новосибирской области наибольшая посещаемость у хоккейных соревнований.

Компания Sport Sensus, исследование болельщиков РФ 2017 г., выборка 5250 респондентов.
Сайт: Sportsensus.ru.

Вадим ВЯЗАНЦЕВ.
«Алтайский спорт», 31.05.2018.
Сочи-Барнаул.