Скорость побеждает страх. Как Барнаул принимал «Кубок Содружества» по мотокроссу

В Барнауле прошли международные соревнования «Кубок Содружества» по мотокроссу. Фото: Виталий УЛАНОВ В Барнауле прошли международные соревнования «Кубок Содружества» по мотокроссу. Фото: Виталий УЛАНОВ

21−22 июля в экстрим-парке «Турина гора» проходил III этап лично-командных международных соревнований «Кубок Содружества» и заключительный II этап открытого лично-командного первенства и чемпионата Алтайского края по мотокроссу.

Весьма удивительным было видеть детей за рулём настоящих мотоциклов! Самым младшим из них было чуть больше пяти лет. На вопросы о сомнительной безопасности такого вида спорта ответы участников и организаторов совпали: можно и дома упасть и что-нибудь сломать. Вот и двенадцатилетние барнаульцы Артур Буторин и Пётр Ерышев говорят: «Страх - это первое, что нужно отбросить, когда собираешься участвовать здесь. А стоит только сесть за руль, и обо всём сразу же забываешь». Артур уже имел опыт выступления на международных и краевых соревнованиях, является чемпионом Алтайского края среди сверстников. Любовь к мотоциклам ему привил дедушка, который также был успешным мотогонщиком. Пётр - новичок подобных соревнований, и в спорте первый год, но уже полон энтузиазма и желает победы.

«Кубок Содружества» проводится лишь второй раз. В этом году география расширилась: первые этапы состоялись в Казахстане и Киргизии, третий доверили Барнаулу, четвёртый примет Омск.

Для того, чтобы осуществить такое мероприятие в столице Алтайского края, понадобились немалые нервы и финансовые затраты. В проект вкладывались Алтайская краевая федерация мотоциклетного спорта, Барнаульский пивоваренный завод и краевое управление спорта и молодёжной политики. Кроме того, взносы делали даже будущие участники турнира, по собственной инициативе, разумеется. Главной трудностью было привести трассу под новый стандарт международных состязаний. Для заездов класса «мотоциклы с коляской» её необходимо было расширять.

Территория, на которой проходило мероприятие, на сегодняшний день является нейтральной. Как признаётся Дмитрий Васильев, вице-президент Алтайской краевой федерации мотоциклетного спорта и один из организаторов соревнований, это важный вопрос на повестке дня, так как сейчас делается многое, чтобы землю эту узаконить.

- Раньше здесь базировались автополигон ДОСААФ и мотоциклетная трасса, но потом это место оказалось заброшенным. Теперь сюда пришли мы, ветераны мотоциклетного спорта, и хотим вернуть утерянные традиции, - отмечает Васильев. — Но прежде чем капитально погружаться в наши проекты, нужно избавиться от неопределённости, ведь в любой момент нам могут сказать, чтобы мы освободили эту территорию. Здесь уже заложены многие наши усилия и не хотелось бы, чтобы всё было напрасным. Мы планируем сделать такие мероприятия, как «Кубок Содружества», ежегодными в Барнауле.

Очевидным недостатком, который признавали все, было обилие пыли на трассе. В первом же заезде класса «125 кубических сантиметров» произошла неприятная ситуация, которая, к сожалению, стала тенденцией соревновательного дня: на крутом вираже не справился с управлением Павел Овсянников, спортсмен из Казахстана, и вылетел прямиком в кювет. Обошлось без травм.

Несколько позже на том же месте произошла авария в другом классе, и уже наш земляк Алексей Пикулов пострадал: барнаулец сильно ушиб ногу после падения. Как признался позже спортсмен, причиной аварии явилась всё та же пыль, ведь практически ничего не было видно. Когда покрытию не хватает влаги, оно превращается в «порошок», и сцепление колёс с дорогой практически отсутствует.

Основной интерес первого дня был прикован к заезду ветеранов. Среди участников этой гонки, к примеру, был мастер спорта СССР Анатолий Шубинов из Кемерова. Стоит отметить и массовость участников, которых было в разы больше, чем в первых заездах дня: на дистанцию одновременно вышли ветераны категорий «А» и «Б». Та же история была и в заезде любителей, где стартовали одновременно две группы.

Для того, чтобы принять участие в состязаниях, необходимо несколько вещей: стартовый взнос в размере 500 рублей, достижение возраста не менее пяти лет, прохождение медосмотра и наличие специальной лицензии мотогонщика, которую, впрочем, можно приобрести на месте. В случае, если существует желание, но нет мотоцикла, Алтайская краевая федерация мотоциклетного спорта предоставляет собственный транспорт и, при необходимости, экипировку.

Бросилось в глаза, насколько дружны участники соревнований. Барнаульский спортсмен Дмитрий Осипов говорит, что во время подобных состязаний речь не идёт о конкурентных отношениях.

- Все мотоциклисты - одна большая семья. Здесь есть возможность завести новые знакомства, поделиться опытом и приобрести что-то для себя. Это самое главное, - отмечает Дмитрий. — Кстати, очень жаль, что на турнире не задействовано самое большое преимущество этой трассы - гора. Многие даже боялись ехать сюда из-за неё, но, я считаю, напрасно.

К слову, маршрут и без того получился нелёгкий: дистанция пусть и не самая длинная, однако содержит огромное количество виражей и трамплинов. Ландшафт имеет ступенчатую форму под наклоном, и в этом плане зрителям повезло, ведь практически вся трасса была в поле зрения, за исключением определённых её мест. Проблема была лишь в том, что не всем удавалось комфортно наблюдать за гонкой: выигрывали те, кто занимал первые ряды у склона, остальным же приходилось либо тянуться и выглядывать из-за спин, либо искать холмы по периметру.

Аркадий Стеблинский, судья всероссийской категории из Тюмени, впервые посетил Барнаул и отметил старания организаторов турнира, которые всеми силами пытались устранить имеющиеся изъяны.

- Очень приятно находиться здесь, среди профессионалов своего дела, - говорит Стеблинский. — К сожалению, погодные условия мы контролировать не могли, и тут уже не от нас всё зависело. Кроме того, немного расстраивает количество участников: ожидалось, что их будет несколько больше. Подобные проблемы, как правило, возникают из-за финансовых трудностей, потому как добираться на соревнования мотоциклисты должны за свой счёт.

Во второй день, когда преимущественно проходили заезды «Кубка Содружества», ситуация изменилась к лучшему. Участников стало больше, да и ошибки прошлого дня учли, и с пылью худо-бедно справились: гоночный трек обильно поливали из специальных машин. Этот день открывали самые юные представители мотоспорта: дети от пяти до восьми лет соревновались на мотоциклах класса «50 кубических сантиметров». Поражало, что уже в таком возрасте они без проблем справляются с управлением двухколёсных транспортных средств.

Особенно оглушал рёв моторов, когда на старте появилась категория «250 кубических сантиметров». Это одни из самых мощных мотоциклов среди всех участвующих. Во избежание несчастных случаев зрителей попросили держаться от трассы как можно дальше: поток грязи из-под колёс мог накрыть особо любопытных. Во многом ради таких зрелищ здесь и собираются люди. И, действительно, дух захватывает!

Новым ценным опытом для Алтайского края стали гонки класса «мотоциклы с коляской». На старт вышли четыре экипажа из Кемеровской и Омской областей. Как говорят сами участники, заезды с «люлькой» - это не то что отдельная дисциплина, это почти отдельный вид спорта. Не каждый, кто гоняет в одиночку, сможет поехать с коляской. Экипаж состоит из пилота и штурмана, который стоит в коляске на полусогнутых ногах - сидушки там нет. Штурман постоянно перемещается, его задача - сохранять баланс, чтобы мотоцикл не перевернулся, так как на трёх колесах он неустойчив.

Такие мотоциклы с колясками производят для мотокросса специально, их нет в серийном производстве. «Люлька» намертво приварена к байку, не отсоединяется. Техника дорогая - Сергей Малышев и Антон Кучмай из Анжеро-Судженска примерно за миллион рублей приобрели мотоцикл с коляской, который участвовал в чемпионате мира. У нас на Алтае таких мотоциклов нет, потому что это дорого. Однако Дмитрий Васильев говорит, что краевая федерация постараться к следующему году купить мотоцикл с коляской, чтобы выставить на соревнования свой экипаж, но сделать это будет тяжело. В Барнауле заезды с «люльками» устроили, во-первых, чтобы разнообразить программу, во-вторых, чтобы сделать этому классу рекламу. Победу одержали Павел Костюков и Никита Ковальчук из Омска.

«Кубок Содружества-2018» принёс множество позитивных моментов. Это отличный опыт и возможность для Барнаула лишний раз заявить о себе. Польза подобных мероприятий мотоциклетному спорту, в общем-то, неоценима. Приятно наблюдать преемственность и возрождение традиций.

Иван БЛАЖЕНКО.

Полные протоколы соревнований в прикреплённом ниже файле.

Справка

«Кубок Содружества» проходит в четыре этапа. На каждом из них формируется личный зачёт, а по сумме четырёх таких зачётов высчитывается итоговый. Каждый этап проводится в разных городах: первый - в Казахстане, второй - в Киргизии, третий - в Барнауле, четвёртый - в Омске. По официальным заявкам, в турнире должны были принимать участие спортсмены из девяти стран: России, Казахстана, Таджикистана, Монголии, Литвы, Белоруссии, Узбекистана, Киргизии и Китая.