1483131248
Павел Колобков: Масштабность и разноплановость задач, амбициозность целей требуют качественного управления
Опубликовано:7 апреля 2017 г.
Выступление министра спорта Павла Колобкова на итоговом заседании коллегии Минспорта РФ от 31 марта.
Уважаемые коллеги!
Разрешите поприветствовать вас на итоговом заседании Коллегии, которую Министерство проводит ежегодно, чтобы подвести итоги и согласовать план работы на очередной период. Сегодня в зале присутствуют коллеги из федеральных органов исполнительной власти, руководители спорта в регионах, представители спортивных федераций, физкультурных обществ, Олимпийского комитета и образовательных организаций.
Мы постарались охватить все референтные группы, учли рекомендации Открытого Правительства и Общественной палаты России. Выводы доклада и публичная декларация были рассмотрены на заседании Общественного совета и сейчас размещены на сайте Минспорта России. Председатель общественного совета Александр Владимирович Попов ещё скажет об этом. Мы готовы работать вместе по всем направлениям. И в целом, у нас с Советом сложились правильные и открытые отношения.
После долгого перерыва коллегия вернулась в альма-матер и крупнейшее учебное заведение в нашей отрасли. Сегодня контингент студентов в РГУФКе насчитывает около 5,5 тысяч человек, а их обучением занимаются 330 преподавателей. Здесь накоплены уникальные традиции подготовки специалистов самого высокого класса. На прошедших Олимпийских играх студентами Университета завоевано 7 медалей (3 золотые). Хочу представить ректора РГУФКа Тамару Викторовну Михайлову. Вы впервые приступили к исполнению обязанностей в 2016 году. Но справились с ответственностью и выполнили поставленные задачи.
Позвольте перейти к основным положениям доклада. Тема будущего и новых поколений сегодня особенно актуальна. Правительство России прорабатывает свою повестку до 2024 года. Перед страной стоят серьезные задачи на внутренней и на международной аренах. Реформирование экономики. Перемены в социальной сфере. И это хороший профессиональный вызов для всех, кто занимается управлением.
В нашей сфере умеют достигать высоких результатов при самой жесткой конкуренции. Стратегия развития физической культуры и спорта была принята как ответ на угрозы, связанные с ухудшением здоровья населения и ослаблением позиций российского спорта.
Напомню, Минспорт был создан, когда менее 16% населения занимались физической культурой и спортом. И лишь 14% выпускников школ считались практически здоровыми. В спорте высших достижений и в системе подготовки спортивного резерва наметился очевидный спад. Тогда на уровне Президента России и Правительства страны было сформировано чёткое понимание. Инвестиции в развитие физической культуры и спорта считать вложением в человеческий капитал и качество жизни.
Всё время с момента образования Министерство действует в русле этих решений. В Стратегии, а позднее в Госпрограмме, сформулированы основные цели развития. Создание условий для привлечения населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом (до 40% в 2020 году) и достижения высокой конкурентоспособности наших спортсменов. Были поставлены задачи по:
- совершенствованию систем физического воспитания и подготовки спортивного резерва;
- развитию материально-технической базы;
- повышению качества научно-методического, кадрового и медицинского обеспечения.
Стратегия дала мощный импульс к развитию управления спортом на местах. Были созданы региональные отраслевые министерства, многие подразделения и руководители получили самостоятельный статус (сегодня в нашей отрасли действует 44 Министерства, 13 департаментов, 15 комитетов, 10 управлений, три агентства). Началась практика заключения соглашений между регионами и федеральным центром (на сегодняшний день подписано 72 соглашения).
Сегодня все субъекты имеют собственные программы развития физической культуры и спорта.
Но есть один момент, на который хочется обратить внимание. В зале присутствуют 28 новых министров спорта – треть всех субъектов. Всегда приятно видеть новые лица. Каждый приходит со своими идеями и наработками. С другой стороны, нам важно сохранить преемственность в рамках государственной политики. А кадровый вопрос очень чувствителен. И с точки зрения квалификации и командности состава.
Просьба «не рубить с плеча». Не отказываться от инициатив и проектов, начатых до вас. Сбалансировано подходить к ротации кадров и новым назначениям.
Что касается непосредственных итогов работы Министерства. Мы отказались от традиционных слайдов в пользу современных технологий. Коллеги из Аналитического центра при Правительстве помогли нам с инфографикой. Все четыре статистические формы отрасли 1-ФК, 2-ФК, 3-АФК и 5-ФК были приведены в более наглядный формат.
В массовом спорте, как было сказано, приоритетами являются увеличение числа занимающихся и повышение уровня физической подготовленности населения. Перед нами основные индикаторы и параметры развития. Линии трендов. Возьмем наш основной показатель. Численность занимающихся. По итогам прошлого года она составила 46,6 млн человек. На 3,2 миллиона больше, чем в 2015 году. В долевом выражении систематически занимается 34,2% населения. Здесь также видна положительная динамика. По сравнению с 2015 годом рост составил 2,3%. Среди студентов и инвалидов эти индикаторы достигли значений в 74,8% и 12,1% общей численности каждой из групп. И тут можно говорить поступательном движении. Доля занимающихся студентов подросла на 5,5%, инвалидов – на 2%.
Если посмотреть на общую линию тренда, сразу бросается в глаза устойчивый рост этих показателей. Все последние годы численность занимающихся неуклонно увеличивается. И это подкрепляется данными субъектов. Мы провели оценку ваших данных. Только в двух регионах есть негативные подвижки. Остальные 83 находятся в фазе роста. Темпы, конечно, у всех разные. Только половина выполнили общероссийский показатель. Это тоже стоит иметь ввиду. Мы обязательно разберемся в причинах и проинформируем глав регионов о позициях, которые они занимают.
Но в целом, повторюсь, динамика положительная. Предлагаю взглянуть на конкретные субъекты. Традиционные лидеры Москва – почти 4 млн занимающихся, Московская область и Краснодарский край – по 2,4 миллиона. Цифры достойные.
Но есть и другие примеры. В Республике Дагестан за год численность занимающихся спортом возросла на 360 тысяч. Очень приятно, что появляются новые и новые точки роста по стране.
Мы можем масштабировать наш слайд в долях. В лидерах вновь Краснодарский край – 46,7% систематически занимающегося. Очень достойно выглядят Республика Тыва, Чувашская Республика, Белгородская и Воронежская области. Здорово подтянулась столица зимней Универсиады – Красноярский край. Можем показать и менее успешные субъекты.
Приведу несколько связанных с этим трендом цифр. Министерство ежегодно проводит мониторинг и докладывает Президенту России о состоянии физической подготовленности всех групп населения. Так вот, в 2012 году по результатам тестов Минобороны России около 75% новобранцев получали «неуд» по физподготовленности. Сегодня таких призывников стало около 50%.
Долгое время явно «проседала» самая многочисленная группа – взрослое население, занятое в экономике. Это порядка 72 млн человек. И 3-4 года назад только 9% из них регулярно занимались спортом. А в 2016 г. этот показатель «вышел» за 22%. Тем самым, наша отрасль влияет на такие вещи как боеготовность Армии, производительность труда, конкурентоспособность экономики.
И в части контрольных развития массового спорта достигнуты все запланированные значения. А к 2020 году уже свыше 60 млн граждан перейдут в разряд систематически занимающихся.
Это говорит о чём? В Стратегии записано: «Пропаганда физической культуры и спорта». Тогда считали необходимым всячески мотивировать граждан посещать спортивные секции и клубы. Информировать о пользе для здоровья. Сегодня совершенно иная ситуация. Неоднократно на различных площадках приводились данные социологических опросов о том, что до 65% россиян хотели бы заниматься спортом. Значит, в нашем «резерве» состоит около 40 млн. человек. И ожидания наших граждан, безусловно, связаны с развитием сети физкультурно-спортивных организаций, появлением новых услуг, сервисов и продуктов, рассчитанных на различные группы потребителей.
В прошлом году был принят специальный план, который предусматривает доступ некоммерческих организаций к средствам федерального бюджета, выделяемым на оказание социальных услуг. Министерство работает над созданием программных приложений, позволяющих дистанционно получать информацию об объектах спорта, видах и качестве услуг, самостоятельно моделировать дворовую активность и создавать платформу для социальных коммуникаций вокруг темы здорового образа жизни.
Но самую большую роль в пропаганде массового спорта сыграл комплекс ГТО. Он был введен в действие Указом Президента России три года назад, 24 марта 2014 года. Позднее появился отдельный раздел в Федеральном законе о физической культуре и спорте.
Вы видите, что в регионах с нуля создано почти более 2,4 тысяч центров тестирования, и 14 тысяч мест тестирования. Все это с нарастающим за прошлый год итогом. Более миллиона россиян приступили к прохождению испытаний. Во всех 11 возрастных ступенях комплекса. От 6 до 70 лет и старше. Активнее всего проявляет себя молодежь: 4,5 ступени – по 250 тысяч, 7 ступень – 240 тысяч. Напомню, что в прошлом году контингент «испытуемых» составил порядка 750 тысяч человек, а тестирование проводилось с 1 по 6 ступени.
Теперь о главном. На знаки отличия комплекса выполнили нормативы 417 тысяч человек. В том числе на «золото» 112 тысяч. Распределение по знакам представлено на слайде. И напомню, что 11,5 тысяч абитуриентов получили дополнительные баллы за золотой знак ГТО.
Конечно, это – наш флагманский проект. За эти два года, выполнено уже 45 мероприятий Плана развертывания комплекса, который был утвержден Правительством России. Было принято 45 нормативных правовых актов и 15 методических рекомендаций. В том числе, завершена разработка рекомендаций по установлению государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов для всех возрастных и гендерных групп. В 2017 году состоится их апробация в 14 регионах.
Комплекс уже прошёл апробацию среди учащихся во всех образовательных организациях. Был создан федеральный интернет-портал. На нем зарегистрировались более 4 млн граждан. Рост составил 100% от уровня 2015 года. В среднем на портал каждый день заходит 150 тысяч человек.
То есть мы добились того, чтобы комплекс «зажил», у него появилась своя аудитория и сетевое окружение. В Министерство приходит много предложений по улучшению и развитию комплекса. К теме ГТО проявляют интересы и фитнес-клубы, и спортивные общества. Другие организации. И это индикаторы успеха, когда вокруг проекта формируется целая социальная платформа.
Поэтому вижу, ключевой задачей текущего года – распространить комплекс ГТО среди всех возрастных групп и создать предпосылки для его дальнейшей популяризации, в первую очередь, за счёт привлечения взрослого населения. Также, в 2017 году предусмотрена разработка новой редакции государственных требований комплекса ГТО, которые вступят в силу с 1 января 2018 года.
Соответствующие задачи отражены в публичной декларации.
Конечно, большое значение имеет система спортивных соревнований. Это – основной механизм привлечения населения к занятиям спортом и оценки их спортивного мастерства.
По решению Правительства России в 2015 году определен перечень мероприятий, обязательных для проведения в каждом регионе. В него включены наиболее популярные соревнования: «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Лыжня России», «Кросс нации» и многие другие.
Всего в 2016 году в рамках Всероссийского календарного плана Министерства проведено 322 физкультурных мероприятия для всех групп населения. Их участниками стали более 23 млн человек.
Но это лишь вершина айсберга. В каждом регионе действует свой календарный план. По стране проходят десятки тысяч соревнований по олимпийским, неолимпийским, национальным, военно-прикладных и служебно-прикладным видам спорта.
Спартакиады, фестивали и турниры проводят почти все крупнейшие корпорации и работодатели. Спорт стал неотъемлемой частью современной корпоративной культуры. Лукойл, Роснефть, Ростех, Сбербанк, Газпром, Мегафон, Норильский никель, РЖД – организации, которые задают тренд на рынке труда и являются локомотивами российской экономики.
Во многих городах действуют бизнес лиги, студенческие и любительские лиги. Если сравнивать с относительно недавним прошлым, станет видно, что физическая культура сделала уверенный шаг вперед и «закрепилась» на новых участках.
Следующая инфографика демонстрирует темпы развития спортивной инфраструктуры. Долгое время это считалось абсолютным приоритетом в деятельности Министерства. В 2006-2015 годах была реализована Федеральная целевая программа, в рамках которой во всех регионах страны было построено свыше 700 объектов массового спорта. В том числе универсальные залы, плавательные бассейны, ледовые катки, плоскостные сооружения.
Для наших сборных команд были созданы необходимые условия. Реализована подпрограмма по развитию футбола и обустройству полей в спортивных школах.
В 2016 году мы приступили к реализации новой Федеральной целевой программы, рассчитанной до 2020 года. Фокус был сделан на развитии недорогих объектов по месту жительства граждан.
Это стало очень мощным драйвером. За последние годы по различным инвестиционным программам введено в эксплуатацию более 50 тысяч спортивных объектов. А всего сеть спортивных сооружений насчитывает более 290 тысяч единиц. Только за прошлый год их количество увеличилось на 10 тысяч. Сегодня комплексы мер по модернизации спортивной инфраструктурой предусмотрены в показателях государственных программ 79 субъектов Российской Федерации.
Для вашего сведения, мы всегда оперировали показателем «обеспеченность населения объектами спортивной инфраструктуры». Увеличили ее с 22% до 30% в 2008-2015 годах.
Правительство России отменило методику расчета этого показателя, действовавшую с 1996 года. Мы разработали новые подходы к оценке нормативной обеспеченности. В настоящее время проект распоряжения, согласованный с министерствами экономики и финансов, внесен в Правительство России и находится в проработке.
Такой этой гигантской сетью нужно эффективно управлять. Вы помните поручение Президента на этот счёт. Поэтому в головные показатели вынесены по загруженности объектов. Её среднее значение составляет порядка 50%. Значит, мощности используются наполовину. То же самое по всем типам объектов. Бассейны, залы, плоскостные сооружения. Не буду называть цифры. Но везде большой потенциал роста. Возникает очень серьезный вопрос. Где-то явно нужны новые объекты, а где-то их надо загрузить. Это наша с вами ответственность.
Прошу всех обратить самое серьёзное внимание на продуктивность использования инфраструктуры.
На карте видны все «узкие места». Нужны новые подходы, чтобы сбалансировать и стимулировать пространственное развитие. И это, в том числе, задача государственно-частного партнерства и взаимодействия с бизнесом. Лишь 7% объектов находятся в частной собственности. Данные перед вами.
Но есть на что опереться. Можно вспомнить удачные проекты в Чувашской Республике, программу «Газпром-детям», совместную с АНО «Агентство инвестиций в социальную сферу» программу «Футбольная Россия».
Общие интересы есть. Нужно работать. Посмотреть в моногорода. Там, где идёт комплексная диверсификация экономической модели. По разному подойти к решению вопроса. Помнить, что качество управления теперь оценивается в значительной мере по объёму привлечённых в отрасль средств.
Это не значит забыть о социальной миссии спорта. Его возможности используются как инструменты государственной национальной политики, патриотического воспитания и профилактики преступности.
На форуме «Россия – спортивная держава» и на последнем Совете по физической культуре и спорту при Президенте целый блок был уделен пропаганде русского языка и традиционных духовно-нравственных ценностей. В Сочи проводятся Всемирные игры соотечественников. Основная цель – объединить тех, кто по разным причинам покинул страну, но передал образ и любовь к России своим близким.
Поэтому приоритеты физической культуры и спорта отражены сразу в шести государственных программах. Мы являемся субъектом реализации стратегий научно-технологического развития и развития Арктического региона, дорожной инновационной карты в области медицины «Хелснет» и других документов стратегического планирования.
Масштабность и разноплановость задач, амбициозность целей требуют качественного управления.
В минувшем году взят курс на применение проектного подхода и усиление роли стратегических разработок. Были созданы Совет при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам, а также проектный офис Правительства России. Преимущества такой модели управления заключаются в повышенной нацеленности на результат и оптимизацию бизнес процессов и расходов. Минспорт участвует в реализации четырёх приоритетных образовательных проектах, в том числе по развитию высшего образования и системы дополнительного образования детей.
Мы сами находимся в стадии «развертывания» проектной деятельности. Определен примерный перечень из 10-15 ведомственных проектов, которые будут запущены в ближайшие годы. Это проекты, направленные на консолидацию экономических возможностей отрасли: развитие ГЧП, профессионального спорта, производственной базы спортивного инвентаря и оборудования. Это конечно проекты развития студенческого и школьного спорта. И, например, корпоративного спорта. Или возрождение спортивных обществ. Проекты в области безопасности и международного сотрудничества. По продвижению «наших» видов в олимпийскую программу.
Вариантов и идей много. Ещё обсудим. Но главный приоритет определён и останется неизменным. Наши спортсмены и тренеры.
В стране развивается 169 видов спорта. В течение года во Всероссийский реестр было включено около 150 новых дисциплин, а также четыре вида спорта: (компьютерный спорт, спортивная йога и как национальные виды – хуреш и шодсанлат). На дашборде (слайде) представлены индикаторы развития системы подготовки спортивного резерва. В системе действуют более 5 тысяч организаций. В том числе 3,3 тысячи детско-юношеских спортивных школ и 987 школ олимпийского резерва различной ведомственной подчиненности.
Спортивную подготовку проходят 3,2 млн человек, в том числе в возрасте 6-15 лет почти 2,7 млн (84%). Из них на тренировочном этапе – 942 тысяч, на этапе совершенствования – 55 тысяч, на этапе высшего спортивного мастерства – 18,1 тысяч. Сами видите, какой «отсев».
Тренеров у нас около 96 тысяч. Им будет посвящен отдельный слайд.
А пока представлю вам распределение по видам спорта. Кто и чем занимается. В лидерах футбол (410 тысяч), волейбол (240 тысяч), легкая атлетика (213 тысяч), плавание (204 тысяч). Данные по всем видам спорта. По спортивным званиям. У нас 17,3 тысяч мастеров спорта, 3,1 тысяч мастеров спорта международного класса, 983 заслуженных мастера спорта.
Что касается тренеров. Следующий слайд. Их, как я сказал, порядка 96 тысяч, 68 тысяч штатных. Много молодых. Более 15 тысяч. Это радует. Молодое пополнение, в том числе из РГУФКа. Основной костяк составляют специалисты в возрасте от 30 до 60 лет. Их свыше 55 тысяч.
Это говорит, что мы в какой-то мере преодолели тенденцию к старению тренерского корпуса. У нас появилась преемственность и возрождена школа в некоторых видах спорта.
Конечно есть и проблемы. Не все имеют профильное образование. Нужную квалификацию. Данные на слайде.
Я сам как спортсмен прошел весь путь «от массовости к мастерству» и считаю задачей № 1 связать в единую цепь системы физического воспитания, подготовки резерва и кадров. Нужно обеспечить ювелирную работу на «стыках» массового и «большого» спорта, на каждом этапе спортивной подготовки, особенно при переходе во взрослый спорт. Не секрет, мы теряем подчас очень талантливых спортсменов.
Теме спортивного резерва посвящен очередной Совет по физической культуре и спорту при Президенте России. Мы «погрузили» все задачи в проект концепции развития системы подготовки спортивного резерва до 2025 года. Больше года шла её разработка. И, наверное, это самый ожидаемый и непростой документ. Речь идёт и о самых чувствительных вопросах: материальном стимулировании и социальных гарантиях тренерской работы, антидопинговом обеспечении, мерах по воспитанию «нулевой терпимости» к применению запрещённых препаратов.
Концепция спортрезерва должна быть увязана по целям и задачам с программами подготовки специалистов в наших вузах. Нужно сформировать перспективный рынок труда, который бы самостоятельно регулировал многие процессы. А то мы, порой, выпускаем неконкурентоспособных специалистов, тратя на обучение каждого по 140 тысяч рублей в год.
Сейчас прорабатывается создание отраслевого Совета по независимой оценке квалификаций, и нужно усилить эту работу. «Защитить» наших выпускников и абитуриентов спросом со стороны работодателей. И адекватной заработной платой, конечно же.
Здесь одна тема цепляется за другую. Можно говорить о технологической платформе, контроле здоровья и функционального состояния спортсменов, развитии возможностей для поиска и отбора талантливых детей и единой параметризации спортивных школ на основе информационных технологий. Мы не должны стоять в стороне от общего тренда. В мире идёт четвертая научно-техническая революция. Цифровая экономика. Пора использовать большие и открытые данные для принятия управленческих решений, модернизации программ спортивной тренировки, создания симуляционных моделей и пропаганды спорта.
Тема спортивного резерва выводит нас многие другие вопросы и на очень высокий уровень обобщения. Поэтому по спортивному резерву будет сделан первый ведомственный проект. Рассчитываю на вашу поддержку.
Уважаемые коллеги,
было бы неправильным обойти вниманием результаты выступления в Рио-де-Жанейро. Оно всеми признано успешным.
Несмотря на все санкции и усечённый состав команда, заняла четвёртое место, завоевав 56 медалей (19 золотых). И это действительно большой успех, если учитывать обстановку вокруг российского спорта.
Мы показали, что умеем добиваться поставленных целей, несмотря на все обстоятельства. Считаю, что Россия закалилась и стала сильнее. В новом году нужно спокойно доработать по программе подготовки к корейскому Пчёнчхану и оставить задел с прицелом на Токио. Такие задачи поставлены в публичной декларации.
Уже разработаны соответствующая комплексная программа, программы подготовки спортсменов по видам спорта. Самое пристальное внимание уделено достижению результатов в наиболее медалеёмких и новых для олимпийской программы видах спорта: каратэ, серфинге, бейсболе/софтболе, скалолазании, скейтбординге.
Всего же в 2016 году проведено 12 тысяч спортивных мероприятий, в том числе 780 по видам спорта среди инвалидов. Мы приняли 350 международных соревнований. Вспомним чемпионаты мира по хоккею, конькобежному спорту и современному пятиборью, чемпионаты Европы по шорт-треку и гребле на байдарках и каноэ.
Хочу поблагодарить всех организаторов. В очередной раз мы подтвердили статус самой гостеприимной страны.
По итогам чемпионатов Европы российские спортсмены выиграли 85 медалей (34 золотых) и заняв 1 место, в том числе по золотым наградам. На чемпионатах мира результаты скромнее. Есть справедливые вопросы. Но мы продолжаем работать.
В рамках общей повестки коротко говорится о самом большом фронте работы – подготовке к Чемпионату мира по футболу и Универсиаде в Красноярске. Тут каждый год за два можно считать.
Нет неразрешимых проблем. Стадион в Петербурге, наконец, введён в строй. В плановом режиме выполняются соответствующие программы и графики подготовки мероприятий и строительства объектов.
Только что состоялось первое тестовое мероприятие Универсиады – Чемпионат мира по спортивному ориентированию. Получены благодарственные письма руководителя международной федерации. Дана самая высокая оценка качеству проведения мероприятия. Руководители национальных федераций – 21 страны участницы подписались под письмом Президенту России.
Мы регулярно докладываем Президенту России, Правительству страны, в Государственной Думе и Совете Федерации об общих и частных вопросах подготовки обоих мероприятий. Проводим заседания оргкомитетов и комиссий.
Могу сказать, что на местах принимаются дополнительные меры для обеспечения строительной готовности объектов и безопасности. Тесно выстроена работа с Минстроем, Минтрансом, Минкомсвязи, МВД, ФСБ России, региональными властями. И уже в июне на Кубке Конфедераций мы с вами увидим прообраз будущего чемпионата.
В 2016 году приняты системно значимые изменения в законодательстве. Установлены особенности регулирования профессионального спорта. Впервые установлена уголовная ответственность для тренеров и иных специалистов за склонение спортсмена к использованию допинга, а также его применение в отношении спортсмена. Принят закон по увеличению доходов субъектов спорта за счет букмекерской деятельности. Принят во втором чтении законопроект, предусматривающий усиление административной ответственности за нарушение правил поведения зрителей.
Отдельно остановлюсь на изменениях в 44-ФЗ. Теперь физкультурно-спортивные организации получили возможность заключать контракты с единственным поставщиком при осуществлении закупок на сумму до 400 тысяч рублей.
Всего Министерством в 2016 году утверждено 4,5 тысяч приказов, 51 приказ зарегистрирован Минюстом России.
Такая активная нормотворческая деятельность позволила оперативно реагировать на, подчас, довольно агрессивные изменения во внешней среде.
Конечно, есть над чем работать. Остаются «зоны роста». На последнем слайде видим параметры финансового обеспечения физической культуры. В условиях бюджетных ограничений такая зависимость от бюджетной системы может привести к инерционным последствиям и определенной «консервации» отрасли.
Это тоже выводы 2016 года. Мы докладывали об этом Президенту России в октябре на Форуме. Он был во многом посвящен поиску альтернативных решений: совершенствованию госуправления, повышению инвестиционной привлекательности и применению инноваций.
Спортивная отрасль способна создать сразу несколько эффективных рынков на базе спроса на услуги, товары, профессиональные продукты, букмекерских контор и медиа-контент. Определенные подвижки в этом направлении сделаны.
Но для всего нужно доверие общества. А в прошлом году Минспорт потерял сразу 18 позиций в рейтинге открытости ФОИВ. Хотя до этого два года входил в топ-5 открытых ведомств. Не согласен, что мы в какой-то степени закрылись от референтных групп. Прежде всего, от СМИ и населения. Однако это тревожный симптом.
Связываю его во многом с эхом допинговых скандалов. Специально не стал останавливаться на этой теме. Всё было сказано. Официальная позиция не меняется. В России не действовала государственная система применения допинга и нет никаких предпосылок для её создания.
Сейчас идут понятные процедуры с блоком международных организаций, выполняются поручения Президента страны, в том числе по передаче имущественного комплекса национального антидопингового центра в ведение МГУ. Государство полностью вышло из состава учредителей национальной антидопинговой организации.
Такие последствия случаются, когда не выстроены коммуникации. Министерству надо более акцентированно и адресно походить к работе со своими целевыми аудиториями. Активно модерировать свою повестку в медиапространстве. Нельзя позволять, чтобы отдельные явления закрывали собой всю спортивную жизнь. А в 2016 году было много негатива.
Недавно состоялось моя встреча с руководителем Открытого Правительства Михаилом Анатольевичем Абызовым. Мы договорились вместе поработать над этим вопросом, задействовать ресурсы Общественного совета и экспертного сообщества. Рассчитываю также на содействие Аналитического центра при Правительстве, других организаций. Спорт – это открытые и равные возможности для всех.
В завершении позвольте анонсировать и пригласить вас на VI Международную конференцию ЮНЕСКО среди министров и руководящих работников, ответственных за физическое воспитание и спорт, которая состоится в июле в Казани. Мы готовим её совместно с ЮНЕСКО. И эта площадка для выработки и согласования общих подходов к развитию физической культуры и спорта во всём мире. Помимо Кубка Конфедераций ФИФА, МИНЕПС станет центральным событием в жизни мирового спорта.
Также хочу выступить с одной инициативной. В феврале было открыто новое здание Государственного музея спорта. Мы собирали коллекцию в течение многих лет. Буквально с нуля и по крупицам. Но дело стоило того, основная аудитория Музея – дети. Сегодня действует около 30 музеев, оберегающих память о достижениях российского и советского спорта. Считаю, что для их дальнейшего развития было бы полезно объединиться в Ассоциацию. Я имею ввиду, создание совместных композиций, организацию выездных выставок, презентаций. Возможно, налаживание связей с туристическими компаниями и зарубежными партнерами.
На этом позвольте закончить. Предлагаю перейти к обсуждению результатов деятельности Министерства и публичной декларации на 2017 год.
Ещё раз благодарю за внимание и пожелать успехов в дальнейшей работе.