Иван Исаев: В Алтайском крае формируют культуру «домохозяек на лыжне»

Иван Исаев: В Алтайском крае формируют культуру «домохозяек на лыжне» Иван Исаев: В Алтайском крае формируют культуру «домохозяек на лыжне»

Главный редактор журнала «Лыжный спорт», мастер спорта СССР по лыжным гонкам Иван Исаев 5 марта побывал на втором «Белокурихинском марафоне», который проводился в селе Алтайском, и поделился с «АС» впечатлениями от увиденного.

- Какие впечатления оставил «Белокурихинский марафон»?

- Трасса весьма живописна. Солнце, море снега - это всё очень приятно. Я скучаю по горам, и увидеть эту картину мне, москвичу, - как бальзам на душу. С трассой и погодой всё было замечательно.

«Белокурихинский марафон» в определённом смысле уникален. В мире проводится огромное количество лыжных марафонов. Всем одновременно даётся старт, участники бегут по дистанции, финишируют - одни очень быстро, за два часа, другие за пять, кто-то за восемь. Всё зависит от уровня подготовки. Оформляется финишный протокол: кто-то занял первое место, кто-то боролся за попадание в первую сотню и так далее. Так устроены все марафоны в мире. И тот формат, который используется на «Белокурихинском марафоне», практически не распространён. Мне приходят в голову два таких перехода без фиксации времени. Один проходит поперёк Финляндии с востока на запад - от российско-финской до финско-шведской границы. Участники за неделю преодолевают более 400 км, их селят в гостиницах, общежитиях, школах, иногда даже приходится спать на матрасах. Второй такой переход, по-своему интересный и значимый, - с юга на север Финляндии, за месяц лыжники проходят около 2000 км, пересекая широту Полярного круга. Люди участвуют в этом ради ярких впечатлений, общения с природой.

И «Белокурихинский марафон» по сути - такой же переход, ориентированный на людей, которым не важно время и занятое место. Для них ценна возможность выйти на трассу и испытать себя, преодолеть столько, сколько сможешь. Давно я не был на лыжне с таким большим количеством малоподготовленных лыжников. Видно, что эти люди с лыжным спортом далеко не на «ты». И тем не менее они идут, пыхтят, преодолевают эти небольшие подъёмы, падают на спусках и мужественно двигаются вперёд. Для меня это яркое впечатление, потому что таких марафонов на территории России, пожалуй, больше не проводится.

Я общался с Александром Фёдоровичем Ракшиным (руководитель компании «Мария-Ра», которая вместе с партнёрами организовала марафон. - Прим. ред.) и сказал ему, что будет любопытно понаблюдать, в каком направлении станет развиваться «Белокурихинский марафон». Либо он так и останется ориентированным на жителей Алтайского края и соседних регионов, сохранив вот этот уникальный формат, либо всё-таки он трансформируется в классический марафон, которых по всему миру проходит сотни. Ясно совершенно, что у Ракшина какие-то нетипичные амбиции. Обычно люди хотят проводить марафоны, чтобы на старт выходило как можно больше лыжников-гонщиков и они состязались друг с другом. А его детище ориентировано на широкие слои населения.

Я прокатился и по барнаульской «Трассе здоровья», там всё прекрасно организовано, много людей. Александр Фёдорович пытается заманить горожан на лыжню, чтобы они познакомились со здоровым образом жизни. Это по-настоящему здорово, а для России - уникально. Я как главный редактор журнала «Лыжный спорт» знаю, что лыжные трассы по всей стране находятся в неопределённом статусе. Нет зарегистрированных, узаконенных трасс. И такие люди, как Ракшин - тут можно ещё много фамилий назвать, - всеми правдами и неправдами создают лыжные трассы, которые, увы, невозможно узаконить, придать им статус спортивных сооружений.

- На что ещё обратили внимание, двигаясь по дистанции «Белокурихинского марафона»?

- Питание на трассе было стандартным. На других качественных марафонах ассортимент продуктов питания примерно такой же: кисельный напиток, чай, вафли, печенье, иногда - солёные огурцы. А вот то, что было на финише, меня сильно удивило: и шурпа, и шашлык, и пельмени, и глинтвейн. Это что-то совершенно необыкновенное! Заходишь в палатку «Бахетле» - а там море выпечки, блины с разными видами варенья, кофе… Просто праздник живота! Спасибо компании «Мария-Ра» и её партнёрам, которые всё это организовали. Было приятно посидеть в кафе, переодеться в тёплой раздевалке. Стояла хорошая сцена, и ребята приятно танцевали и пели.

- На ваш взгляд, насколько в России в целом развита культура проведения лыжных марафонов?

- В смысле лыжной культуры у нас очень необычная страна. В ней живёт 140 миллионов человек, но самый крупный лыжный марафон - Дёминский - с трудом собирает полторы-две тысячи участников. Для сравнения: в пятимиллионной Швеции на марафон «Васалоппет» регистрируются 12−15 тысяч лыжников, и все заявки бронируются в считанные дни. Желающих принять участие гораздо больше, чем в России.

С одной стороны, у нас огромные снежные просторы, вроде бы много людей катается на лыжах, у нас самый крупный рынок лыжного снаряжения, и я знаю это не понаслышке, а с другой стороны - процент людей, вовлечённых в лыжную культуру, ничтожно мал. В этом смысле то, что делается в Барнауле, для меня совершенно потрясающее открытие. Ничего подобного я до сих пор не видел, хотя много где бывал.

Почти все соревнования ориентированы на лыжников достаточно высокого уровня, а вот культуры домохозяек на лыжне у нас вообще нет. Я допускаю, что в том же Дёмино выступают люди, не имеющие отношения к лыжному спорту, но их единицы. На Алтае совсем другая ситуация. Здесь, наоборот, меньше подготовленных спортсменов. Они, конечно, были, я их видел в голове, среди лидеров, однако 90 процентов участников марафона - те самые домохозяйки. Вот это производит впечатление, понимаете. Сейчас на «Трассе здоровья» в Барнауле, на трассе «Белокурихинского марафона» насаждается - в хорошем смысле слова - лыжная культура. У людей, не имеющих лыжного прошлого, появляется тяга к этому.

Беседовал Виталий УЛАНОВ.