Сергей Зюзин: А вы пойдете на «Поток»?

Сергей Зюзин: А вы пойдете на "Поток"? Сергей Зюзин: А вы пойдете на "Поток"?
Сергей Зюзин, спецкор «Российской газеты» в Барнауле 18 ноября случилось, простите за пафос, в какой-то степени историческое событие. Служители Талии и Мельпомены сыграли в футбол. Это был товарищеский матч между сборными Алтайского краевого театра музыкальной комедии и Молодежного театра Алтая. Когда на выходных позвонил директор музкомедии Роман Ильин и предложил «посудить артистов», я немного растерялся. Мы привыкли к тому, что на Алтае в футбол играют мужчины и женщины, дети и пенсионеры, прокурорские и налоговики, чиновники и бизнесмены, село и город. Но чтоб богема? В новое время творческая интеллигенция окуклилась и сосредоточилась на своих порой тихих, порой немного шумных тусовках, междусобойчиках, посиделках и прочих флеш-мобах. Это, как говорится, их большая личная жизнь. Но мне всегда было интересно: почему в столицах целые футбольные чемпионаты между театрами разыгрываются, а у нас слова «артист» и «футболист» хоть и рифмуются, но никак не сочетаются? Почему у Марка Захарова, Олега Янковского, Александра Абдулова и многих других выдающихся театральных деятелей хватало времени на футбол, а у их барнаульских коллег его не находится? Может, наши больше заняты работой и семейно-бытовыми проблемами или климат в Сибири не тот для служителей сцены? - Да нормальный климат, - машет рукой заслуженный артист РСФСР, патриарх алтайской сцены 91-летний Алексей Самохвалов. — Мы после войны играли в футбол. Собирались ребята с разных театров, делились поровну да играли. Иногда даже на «Динамо» бегали с мячом. Я вратарем был. До середины пятидесятых играли в футбол. Потом реже стали - освоение целины началось, каждое лето театры выезжали в длительные командировки к целинникам. «Посудить артистов» я позвал футболиста - Александра Яркина, за которого болею, еще когда он был школьником. Для Саши, выступающего ныне за белгородский «Салют», официальный сезон 2013 года закончился преждевременно - травма. Лечиться приехал домой. Александр впервые себя попробовал в публичной роли футбольного арбитра. «Господа артисты, - предупредил я перед стартовым свистком. — Никаких симуляций, театральных падений и дешевых сцен фальшивых страданий - профессионал вас сразу раскусит». Посмотреть на необыкновенное перевоплощение Яркина пришли младший брат, друг-футболист и, разумеется, поклонницы. Но главное зрелище, конечно же, развернулось на подмостках спортзала 42-й школы-гимназии и по ее периметру, где расположились болельщики команд. О чисто футбольных аспектах 40-минутного действа можно сказать очень коротко - для въедливых статистиков и пытливых краеведов. 4:1 - победили ребята из МТА. У победителей по два раза отличились Дмитрий Гомзяков и Кирилл Фриц. У музкомедии гол престижа провел Данил Боровиков. На судей неизгладимое впечатление произвела самоотдача и страсть, с которой сражалась театральная молодежь. Несколько раз футбольным неофитам приходилось напоминать о том, что если сегодня у них выходной, то завтра и все последующие дни будут насыщены репетициями и спектаклями. Помогало, но только на пару эпизодов. В конце второго тайма новоиспеченному рефери Яркину пришлось прервать матч, назначить штрафной и провести небольшую профилактическую беседу с игроком музкомедии, который пошел в такой подкат, что даже суровый английский футбол бледнеет. По обоюдному согласию с Сашей, компенсированного времени назначать не стали - забота о здоровье участников матча вышла для нас на первый план. Слава Богу, все ограничилось небольшими синяками, ушибами и, возможно, одним растяжением. Но, право слово, если бы российская сборная играла с таким пылом и самопожертвованием, мы бы, по меньшей мере, стали чемпионами Европы. И нас бы боялись. Во всех смыслах. - Надеюсь, это событие поможет возрождению славных традиций футбольных состязаний между театрами города и края. Наша молодежь должна понимать: «Литробол» - это не актуально, он вредит и здоровью, и карьере, - сказал после матча Роман Ильин. Однако традиции нужно не только возрождать. Что-то в советские времена делалось с умом, но что-то - кондово и убого. В данном случае ни в коем случае не стоит замыкаться на собственно футболе - никто из артистов на профессиональном уровне играть не способен. Да им это и не надо. Если удастся организовать футбольный турнир среди театров (можно пригласить коллег из Бийска, Рубцовска и даже Новосибирска), то делать это следует с театральным изяществом. Не впопыхах - сегодня договорились, завтра побегали абы где. Турнир лицедеев нужно преподносить как спектакль. Или театральный фестиваль. С продуманным сценарием. С предварительной «артподготовкой» в виде общей пресс-конференции и полушутливых пресс-релизов типа: «Мы порвем как Тузик грелку эту «драму»! или «Мы загасим «Красный факел» уже в первом тайме». С веселой церемонией открытия. С конкурсом групп поддержки, а, может, даже и подтанцовки - с хореографией все артистки хорошо знакомы (между прочим, болельщицы у сборной МТА в понедельник были активные и азартные, кричалки скандировали). Многие СМИ захотят осветить столь необычное событие. Спонсоры должны найтись. Футбольные люди с удовольствием помогут - можно, допустим, выйти на школу Смертина. Только избавьте народ от нафталина длинных приветственных речей. А пока идет турнир - можно заниматься рекламой своих спектаклей и просвещать зрителей. Открою маленькую страшную тайну - один из зрителей понедельничного матча, неплохой футболист по алтайским меркам и просто хороший парень, спросил: «А где этот молодежный театр находится?». Можно долго шутить по поводу кругозора наших отдельных спортсменов. Но кто мне докажет, что мир нынешних артистов намного шире? Многие ли артисты знают, где играет «АлтайБаскет»? Кто из них ходит на матчи «Динамо» или «Алтая»? Замкнутость на свое сообщество, профессиональная самоизоляция, атомизированность, взгляд себе под ноги - знак нашего времени. Многие горизонтальные связи нарушены. Раньше в интервью с мэтрами театра и спорта частенько рассказывалось о том, как артисты дружили с футболистами и хоккеистами, как ходили друг к другу на важные матчи и премьеры. Такое общение всегда обогащает, развивает личность! Здесь, правда, возникает вопрос к тренерам, прежде всего, работающим с детьми: «Когда вы последний раз ходили со своими подопечными в театр? Или хотя бы на концерт?». Боюсь, опять же не все тренеры знают, где какой театр расположен и какие вообще учреждения культуры есть в Барнауле. Пусть меня поправят знающие люди, но за последнее время только одна взрослая команда - «АлтайБаскет» - организованно посетила премьеру в театре драмы. Баскетболисты посмотрели «Чуму на оба ваших дома». Выяснилось по ходу дела, что лучший в том сезоне игрок «АлтайБаскета» Сергей Чернов вообще является завзятым театралом. Чернов летом вернулся в родную Пермь, где театральная жизнь весьма бойкая. А команда без Сергея стала на площадке менее артистичной и более предсказуемой. Но это так, к слову… После матча Роман Ильин вручил команде соперников и судьям пригласительные билеты на «Человека из Ламанчи» - осенний хит театра музкомедии. А главный режиссер МТА Дмитрий Егоров пригласил всех на новый спектакль «Поток», премьера коего намечена на 30 ноября и 1 декабря. И вот мне жутко интересно: кто из футболистов и прочих любимых мною спортсменов, тренеров, администраторов, массажистов и пр. воспользуются этими приглашениями? Кто захочет оказаться за пределами очерченного самим собой тесного круга? Саша Яркин, выйдя со свистком к совершенно незнакомым людям, один из таких шагов сделал. Сергей ЗЮЗИН.